За день до прихода братьев
Всё помнит Иосиф: фисташковый шёлк
порочной жены Потифара,
отеческой ласке неотданный долг,
изъязвленный лоб хлебодара,
проклятия братского дружный удар,
колодцы в пути по пустыне,
и вновь виночерпий, и вновь хлебодар,
ведомый на смерть по куртине.
Властителя перстень на сильной руке,
ливийки сурьмлённое темя,
которую взял в городском кабаке,
голодный, на первое время.
На первое время свободы! Её
он помнит до мелкой детали:
как вдруг от надсмотрщика имя своё
услышал, стоящий в печали,
как новую ткань накрутил, как спешил,
как сны толковал без запинки,
как волю царя громогласно вложил
всем в уши глашатай на рынке.
Всё помнит Иосиф: побудку в шатре,
весёлые руки Рахили,
гулыганье горлиц весной на заре,
зерно находящих средь пыли.
Приказов печати, толпу бунтарей-
крестьян с эфиопской границы.
Гробницы огромные древних царей.
И свадьбу. И дрожь поясницы.
И первую кровь. И младенческий крик.
И лик фараонов без грима.
И то, как смешно искажала язык
отеческий мать Неффалима.
Он помнит – кто друг.
Он узнает – кто враг,
чья лживая поступь сандалий…
Всё так, лишь одно он не вспомнит никак:
за что его в рабство продали.
Бытие, глава 49
Ты, сын мой, волк, ты, сын мой, лань,
тебя ж влечёт морей сиротство…
А ты оставь, не прикармань
от нелюбимой первородство.
Прижался к почвы очагу
костистый сын, осёл-трудяга.
Двоих я видеть не могу:
претит коварная отвага.
Есть сын – тяжёлый, как зерно,
что на гумне приносят Богу
в подарок. Есть другой, на дно
ущелья лёг, впиваясь в ногу
врагу, как мудрый змей. Ещё
есть поставляющий отряды
и подставляющий плечо,
хоть братья этому не рады.
Есть сын, чьи речи – молоко,
в делах он – виноградарь пылкий,
своей тяжёлою рукой
врагов сжимающий затылки.
Но слово о тебе, сынок,
из рабства возведённый в степень,
где полномочий потолок
почти уже и незаметен.
Жезлом упёршись в небеса,
ты поворачиваешь земли
и снов внушённых чудеса
толкуешь, никому не внемля.
От бездны до большой звезды
тебе понятен ход событий;
пугая братские ряды
ты остальных всех даровитей.
Тебя прошу: мой прах к отцам
по смерти отнести отселе.
И знай, что костью станешь сам
и поведёшь народ на север.
Как компас, будешь им служить,
как знак между глазниц нагорий…
А братья… что ж, им дальше жить
в плену пастушьих категорий.
Ты ляжешь костяком страны,
хребтом под путь её терновый.
И твой потомок для войны
речные воды остановит.
Пасхальное
Сменили ветер и гром на росу,
как дом и котёл на расу,
плевали в уши Анубису-псу,
и множили скорость на массу.
Исхода энергия до сих пор
народ заставляет ночью
зубрить историю про приговор
и трогать ногою почву –
вдруг выпадет, вместо отцов, теперь
шагнуть из тепла в проруху.
Поэтому держат открытой дверь
навстречу пророку и духу.
Но вместо кровавой черты – сквозняк,
а к чищенному жилищу
то ласточка лепит гнезда синяк,
то ящерка хвост третий лишний,
то катит свой катышек скарабей,
Египта смурной соглядатай.
Весна расправляет земной хребет
и нас поздравляет с датой.
Целуем мы чудеса в висок,
в щеку и веснушек запах
(сухой пшеницы).
Хозяин-Восток
свободу на северо-запад
ведет
за цветением сочных трав,
за птиц голосистым раем.
Да, Вечносущий тем, в сущности, прав,
что даже в кусте несгораем.
Разгладя глянцевых книжек лицо
(толкуемый в них, толченый),
забит он в народ свой заподлицо
до самых кишок и печенок.
Берешит
Огромных рыб, и зелень для скота,
и пальцы рук, снующих по кифаре,
Он сотворил и хмыкнул: «Красота
избыточна с уродливостью в паре;
растёт, бежит, целует и поёт.
Там чудеса – задуманно невнятны,
в них чувства нет, они чужды красот,
подробности грубы, неаккуратны.
Не помещаясь, как барсук в норе,
в них я живу, везде когтей пометы,
шерстинки, словно в спячку в октябре
я впал. Они теплом моим прогреты,
на них горит особое тавро
лишённое и прелести, и спеси:
аляповата радуга средь вод,
от жаб и саранчи пустеют веси,
стоит непоправимая жара,
где колесницы огненное веко!
И времени чудесная пора
неизмерима жизнью человека».
* * *
Змеиной кожей на ладонях
и всхлипом на игле ночной
запомнится любви погоня,
вся, словно ковшик расписной,
дрожащий, падающий в руки,
с водой, настоянной в вино,
вся, как Назоновы науки,
которые мы пьем давно.
Стоит, под утро исчезая,
что комариный писк, тиха;
лежит, бедром светясь, нагая
на влажной мякоти стиха...