Пророк Иеремия и последний царь Иудеи Цидкиягу
В 605 году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор в битве возле Каркемиша в Сирии разгромил египетскую армию и захватил Сирию, Иудею и другие страны региона.
В Иерусалиме и Иудее наступил период вавилонского владычества, однако действия Египта против Вавилона находили отклики у многих жителей Иерусалима.
В городе в то время появились две мощные коалиции: умеренная коалиция была согласна с не очень тягостным вавилонским владычеством и призывала исправно платить дань победителям, вторая группировка – воинственная – призывала к союзу с Египтом и созданию коалиции против могущественного Вавилона. Царь Иояким, египетский ставленник, естественно, тяготел к египетской группировке.
Возможность выступить против могущественной вавилонской империи представилась достаточно скоро.
В 601 году до н.э. египтяне разгромили вавилонскую армию, попытавшуюся было вторгнуться в Египет.
Недальновидный правитель Иерусалима Иояким посчитал локальное военное поражение вавилонян их слабостью и отказался платить дань Вавилону, что было равносильно объявлению войны. Навуходоносор вторгся в Иудею и осадил Иерусалим.
Тем временем скончался царь Иояким, и царский трон занял Иехония (Иехоахин) (597 год до н.э.).
Молодой царь предложил Навуходоносору богатый выкуп, но правитель Вавилона не довольствовался одним выкупом.
Он захватил все ценности дворца и Иерусалимского Храма и увел в плен около десяти тысяч знатных иудеев во главе с царем Иехонией.
Новым царем вавилоняне поставили дядю царя Иехонии Матанию, принявшего новое имя Цидкиягу (597-586 год до н.э.).
По злой иронии судьбы Цидкиягу оказался последним царем независимого Иудейского царства и всей династии царя Давида.
Престарелый царь попал под влияние господствовавшей в Иерусалиме египетской группировки.
Да и как было не попасть, если сторонники Египта говорили на иерусалимских улицах о свободе, борьбе с вавилонской тиранией и прочих красивых вещах.
В те времена существовали люди, которых называли пророками, обладавшие даром говорить от имени Всевышнего. Резко критиковал политику последнего иудейского царя человек по имени Иеремия (645 г. до н. э. – умер в начале 6 века до н. э.), еврейский пророк.
Иеремия родился в городе левитов Анатоте, недалеко от Иерусалима, в семье, принадлежавшей к жреческой династии Эвиатара.
С ранних лет Иеремия начал пророчествовать, то есть говорить от имени Всевышнего. Пророк хорошо знал и умело использовал танахические тексты. Его танахическая Книга Иеремии, которая является второй в разделе поздних пророков Танаха, включает в себя цитаты из произведений предшествовавших ему пророков.
Иеремия считал себя глашатаем Господа, который требует «искоренять и разорять, губить и разрушать», и лишь затем снова «созидать и насаждать» (Иеремия 1:10, 14–15).
Суровость его пророчеств, ужасающие картины разрушений, бедствий и голода, уготованных Иудее, вызывали к нему ненависть окружающих даже в его родном Иерусалиме.
В своих личных исповедях Иеремия жаловался на одиночество и на обязанность быть человеком, «который спорит и ссорится со всей землею» (Иеремия 15:10).
Однако у Иеремии не было ни малейшего сомнения в правильности своих действий, он не мог отступиться от выполнения возложенной на него миссии.
Пророк часто выступал на улицах и площадях Иерусалима и призывал не дразнить злобного вавилонского льва и особенно не рассчитывать на помощь Египта.
«Лев поднялся из чащи своей, и губитель народов вышел и двинулся с места своего, чтобы превратить страну твою в пустыню. И города твои опустеют и будут безлюдны. Поэтому перепояшьтесь веригами, причитайте и рыдайте, ибо не отвратилось от нас пламя гнева Господня. … Омой же от зла сердце свое, Иерусалим, чтобы спастись тебе; доколе будут гнездиться в тебе злые мысли! Ибо доносится уже голос из Дана и весть бедствия с гор Эфраимовых. Напомните народам, возвестите о Иерусалиме: осаждающие идут из страны дальней и оглашают криком своим города Иудеи».
(Иеремия 4:7,8-14-16)
Иерусалимская толпа и царь ненавидели пророка Иеремию за то, что он говорил правдивые слова.
Слабохарактерный царь Цидкиягу то заключал пророка в тюрьму, то вызволял его оттуда, чтобы по секрету слушать его.
В эти годы правители Египта активизировали свою деятельность против Вавилона и попытались создать антивавилонскую коалицию. В неё вошли финикийские города-царства Тир и Сидон, а также Египет, Моав и Эдом.
После длительных колебаний Цидкиягу в 588 году до н.э. примкнул к коалиции и поднял восстание против Вавилона.
Царь Вавилона Навуходоносор оперативно отреагировал на угрозу в южных районах империи и выступил на подавление восстания. Армия Навуходоносора вторглась в Иудею, захватила крепость Лахиш и приступила к осаде Иерусалима.
В это время пророк Иеремия, чтобы спасти страну, Иерусалим и Храм, начал призывать к добровольной капитуляции перед Вавилоном.
«Тот, кто останется в этом городе, умрет от меча, от голода или от мора, а кто выйдет и сдастся вавилонянам, осаждающим нас, тот останется в живых и добычей будет ему душа его» (Иеремия 21:8-9).
Призыв пророка не был услышан.
Иерусалим продолжал героически обороняться.
В сражениях участвовали не только профессиональные воины, но также старики, женщины, дети и рабы, которым было обещано освобождение.
И вот оно, предвестие чуда!
После года осады египетская армия выступила на помощь осажденному Иерусалиму.
Навуходоносор вынужден был снять осаду города и выступить навстречу войскам фараона.
Но египтяне избежали открытого столкновения с вавилонской армией, отступили в Финикию и там занялись грабежом бывших союзников из Тира и Сидона.
Навуходоносор прекратил преследование египтян и вновь приступил к осаде Иерусалима.
Свидетельства этой осады сохранились в Иерусалиме до настоящего времени. Одно из таких мест сегодня – так называемая «Израильская башня», которая с большими разрушениями сохранилась со времен осады Иерусалима вавилонскими войсками Навуходоносора в 586 году до н.э.
В подвале современного здания в Старом городе Иерусалима на улице Плугат а-Котель,10 в специальном музее находятся остатки башни периода Первого Храма.
Спустившись по лестнице вниз, можно осмотреть остатки башни и представленные в музее экспонаты. Башня имеет длину в основании 4,5 метра, высота башни – 8 метров. Хорошо сохранились ворота башни.
Предполагается, что именно про эти ворота говорил пророк Иеремия, называя их «Средние ворота».
Рядом с башней находятся остатки стены и башни хасмонейского периода.
Со времен Первого Храма в районе башни сохранились наконечники стрел, обгорелые доски, зола и пепел.
Существует предположение, что это следы сражения защитников Иерусалима с войсками Навуходоносора в 586 году до н.э.
Ещё одно место, связанное с осадой Иерусалима Вавилоном в 586 году до н.э., расположено сегодня в секторе «Джи» археологического парка «Город Давида».
Это так называемый «Дом Буллае» – развалины сооружения периода Первого Храма, предположительно последнего периода иудейских царей. Израильскими археологами при раскопках дома была найдена 51 глиняная печать (печать – греч. «буллае») и остатки сгоревшей бумаги. Очевидно, дом принадлежал чиновнику, а печатями скреплялись сгоревшие во время осады бумаги.
Рядом с «Домом Буллае» находится так называемая «Сожженная комната» – раскопанная археологами часть жилого комплекса, уничтоженного во время вавилонского завоевания Иерусалима в 586 году до н.э.
Хорошо видны следы сажи и остатки мебели, оставшиеся после пожара. Возле «Сожженной комнаты» археологи нашли несколько наконечников для стрел, бронзовых (вавилонских) и железных, принадлежавших защитникам Иерусалима.
Героическая защита Иерусалима не принесла спасения.
Жители города голодали, жестокие эпидемии уничтожали людей. 9 ава по еврейскому календарю в 586 году до н.э. вавилоняне пробили брешь в крепостной стене и ворвались в город.
Озлобленные вавилонские солдаты поджигали дома, грабили и убивали, уничтожая все на своем пути.
«В девятнадцатый год царствования Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел в Иерусалим Невузарадан, старший палач, раб царя Вавилонского. И сжег он дом Господень, и дом царский, и все дома в Иерусалиме, все дома знатных людей сжег он огнем. И все войско Вавилонян, что пришло со старшим палачом, разрушило стены вокруг Иерусалима. И оставшихся людей … Невузарадан, старший палач, изгнал из страны. Но оставил старший палач некоторых из бедного люда страны, чтобы были они виноградарями и землепашцами».
(2 Мелахим 25:8-12)
Свой злобный суд над жителями Иерусалима и отбор пленников старший вавилонский палач вершил, как указано в Танахе, в районе Средних ворот.
«И все сановники царя Вавилонского пришли и расположились у Средних ворот… И было, когда Цидкиягу, царь Иудейский, и все воины увидели их, то бежали и вышли ночью из города».
(Иеремия 39:3-4)
По преданию, царь Цидкиягу и его семейство бежали через подземный ход в пещере, ранее служившей каменоломнями царя Соломона.
Пещера, которая сегодня носит название «пещера Цидкиягу», частично сохранилась до настоящего времени между Шхемскими и Цветочными воротами Старого города.
Доступная сегодня часть пещеры Цидкиягу простирается под землей примерно на триста метров в восточной части Мусульманского квартала, доходя под землей до улицы Виа Долороза и немного не достигая северо-западного угла Храмовой горы.
Однако поспешное бегство не спасло последнего царя независимой Иудеи.
«И погналось за ним войско Вавилонское, и настигли Цидкиягу на равнине Иерихонской, и взяли его, и привели к Навуходоносору, царю Вавилонскому, в Ривлу, в страну Хамат, и вынес ему царь приговор» (Иеремия 39:5).
А приговор был необычно жестокий.
Навуходоносор приказал убить царских сыновей, что и было незамедлительно сделано.
Самому Цидкиягу после смерти сыновей палачи выкололи глаза и отправили в цепях в Вавилон, где он вскоре и умер.
«Таким образом закончили жизнь свою цари из рода Давидова. Их было двадцать один вместе с названным царем Цидкиягу, и процарствовали они всего пятьсот четырнадцать лет, шесть месяцев и одиннадцать дней. Из этого числа в течение двадцати лет власть находилась в руках первого их царя, Шаула, происходившего не из одного с ними рода».
(И.Флавий, «Иудейские древности»)
В Талмуде говорится, что, когда еврейским государством правил сын царя Давида царь Шломо (Соломон), построивший Иерусалимский Храм, могущество Иудеи, величие и сияние Храма достигли своей вершины.
Но со временем престол Иудеи занимали все менее значительные цари династии Давида, и на пятнадцатом наследнике царской династии – царе Цидкиягу, сияние Храма угасло окончательно (Шмот Раба, 15).
В каббалистической книге «Зогар» написано, что во времена Цидкиягу, последнего царя из дома Давида, закончился свет Луны и потемнело в глазах Израиля.
А рабби Меир Лейбуш бен Йехиэль Михаль, сокращенно Мальбим (1809-1879), один из выдающихся исследователей Талмуда, объяснял, что со времен царя Цидкиягу и по настоящее время тьма разошлась по мирозданию и в этой тьме мы будем существовать все наши дни до прихода Мессии (Машияха).
Ну, а что же происходило в те дни в Иерусалиме с главным оппонентом царя Цидкиягу – пророком Иеремией?
Во время осады пророк обращался к жителям города и воинам с требованием прекратить сопротивление и сдаться на милость вавилонян.
Понятно, что для царя и его подданных Иеремия представлялся врагом, и с ним поступили достаточно жестоко.
Пророк был арестован и помещен сначала в темницу, а затем его содержали в высыхающем колодце.
После тайной беседы Иеремии и Цидкиягу, когда царь безуспешно просил пророка не подрывать моральное состояние горожан, пророк был переведен в «дом стражи», где он оставался до освобождения из заключения победителями-вавилонянами (Иеремия 37:15-38:28).
Завоеватели разрешили Иеремии остаться в стране.
И в это время разрухи, страдания и бедствий он продолжал проповедовать и утешать оставшихся в стране иудеев.
Однако после убийства еврейскими радикалами вавилонского наместника иудея Гедалии бен Ахикама, сторонники Иеремии из страха перед властями бежали в Египет и увели с собой престарелого пророка.
Беженцы поселились в восточной части дельты Нила в районе Дафне.
Там Иеремия произнес свои последние пророчества (Иеремия 43:8-13,44).
Пророк умер в Египте, вдали от Иудеи и любимого Иерусалима.