БАБА ЭЙДЛЯ
Баба Эйдля уехать успела
В сорок первом… В совхоз… Под Казань…
Землю рыла… Себя не жалела,
Шла доить сквозь кромешную рань.
Воротилась домой, чуть от Минска
Откатились на запад бои.
Табурет раздобыла и миску,
Услыхала: «Погибли твои…»
Обезумела?.. Нет, оставалась
Всё такой же -- тишайшей всегда.
Только спину согнула усталость,
Да в зрачках поселилась беда.
И порою глядела подолгу,
Как оборванный пленный капрал
Нёс раствор… И кусачками щёлкал…
И огрызки в карман собирал.
Просто так, молчаливо глядела,
Шла домой, не сказав ничего.
И светилось немытое тело
Сквозь прорехи в шинельке его.
Лишь однажды, ступая сутуло,
В сотый раз перерыв огород,
Две картошки ему протянула…
Немец взял и заплакал: «Майн гот!..»
А назавтра, всё шмыгая носом
И украдкой дойдя до угла,
Две брикетины молча принёс он,
И она, отшатнувшись, взяла.
Пусть соседи глядели с издёвкой,
Бормотали, кто больше речист:
«И взяла… Ну, понятно, жидовка…
И принес… Ну, понятно, фашист…»
А она растопила незряче
Печку торфом, что фриц удружил…
И зашлась удушающим плачем,
А над крышами пепел кружил…
МИНСКОЕ ГЕТТО
Сперва Нахима, потом Нехама,
А между них – с черепами яма.
Кричит Нехама… Кричит Нахима,
Но пули не пролетают мимо.
А полицай – тот, что был соседом,
Хромую Двойру пристрелит следом.
За что той Двойре сыра-могила?
За то, что чаем его поила,
Когда его озверевший батя,
Едва с похмелья, вставал с кровати,
Лупил своих, доброты не зная…
Вспоила, Двойрушка, полицая.
Сперва Нахима, потом Нехама,
А следом Хаима и Абрама…
Скрипачка Сара… Сапожник Яшка…
По Фимке плакала каталажка –
На Комаровке он слыл бандитом,
Носил фингал на лице немытом,
Под свиткой драной носил финягу…
Узнали местные бедолагу.
Ходили вместе к одной дивчине,
Гуляли вместе в одной «малине»,
А нынче Фимка, Арон и Хая –
Мишень для рыжего полицая.
Лицом в кровищу зарылся Фимка,
И не нужна ему больше финка.
Трава – Нахима, трава – Нехама…
Трава сквозь камни растёт упрямо
Туда, где внук полицая снова
Твердит, что не было здесь такого…
* * *
Казалось мне, что всё забылось,
И пламень страсти изнемог,
И всё, что было, всё, что снилось
Давно рассыпалось в песок.
Но обожгло… И зорькой ранней,
Бреду, споткнувшись на углу,
Я по песку воспоминаний,
Как по разбитому стеклу.
* * *
Закричу…
Неотзывчивы ныне
Эти дали и эти леса.
Смолкли в сумрачной белой пустыне
Обезумевших птиц голоса.
Но среди поседевшего мрака,
Где ни возгласа и ни огня,
Что-то ухнет… Залает собака…
Может, это хватились меня?
Стылый воздух причудливо горек…
С губ слизнув леденящую бель,
Через силу взберусь на пригорок –
За пригорком всё та же метель.
Чиркну спичкою… Жалко… Погасла,
Пальцы еле заметно черня.
Всё стою, всё гляжу понапрасну –
Может, где-то хватились меня?
И в молчанье метелицы белой –
Злой предвестницы чёрных разлук,
Всё мне чудится звук оробелый,
Из молчанья родившийся звук.
Он растёт, согревая невольно
На исходе пропащего дня…
Может, это набат колокольный?
Может, это хватились меня?
* * *
Всё – поздно, всё – не так…
Все спутаны понятья.
Я в зеркало гляжу –
но нету там лица.
И родину успел, и друга потерять я,
И чёрной полосе
не видится конца.
Ко мне не подходи –
дразнить меня не стоит.
Я загасил очаг, забыл отцовский дом.
Коснись меня перстом –
и волк вдали завоет…
Но, если я любим,
коснись меня перстом…
* * *
Знал два слова мой отец на идиш –
Идиш был в их доме не в чести.
Повторял он: «Яблони, увидишь! –
Будут и без идиша цвести!
В русских книгах мудрых истин море,
Не хочу я истины иной.
Пушкин это вам не Мойхер-Сфорим*,
Да и Перец Маркиш** – не Толстой…»
Но словечек ласковых не зная,
Патриот страны СССР,
«Кум агер…» ***, – он говорил, – родная, –
Обнимая маму… Кум агер…
Фронтовик… Трофейной бритвой брился.
Отыскать – по-русски! – жаждал суть.
Доведут – по-русски матерился,
Мог – по-русски! – водочки хлебнуть.
Сочинял стихи и пел «Катюшу»,
Был в депо партийным вожаком.
Боевой присяги не нарушив,
Не клеймил он родину тайком.
Съезд Двадцатый долго проклиная,
Щедрым был, соседям не в пример.
Ну а ночью – кум агер, родная, –
Повторял он маме… Кум агер…
Если становилось одиноко,
Или вдруг от возраста устал,
Он читал Есенина и Блока,
А вот о Шагале не слыхал.
И, альбом потрёпанный листая,
Я слежу их жизнь за мигом миг.
Юный папа… Мама молодая…
Божий храм за спинами у них.
Мама -- в довоенной серой блузке,
Папа, не усвоивший манер…
Он: «Родная…» – шепчет ей по-русски,
И, совсем тихонько: «Кум агер…»
---------------------------------------------------
* Мойхер-Сфорим – классик еврейской литературы
** Перец Маркиш – еврейский писатель
*** Кум агер (идиш) – иди сюда
* * *
Солнышко высокое,
Слыщен птичий альт.
Дед идёт и цокает
Палкой об асфальт.
Сто путей исхожено,
Был и сыт, и наг…
Вся судьбина вложена
В каждый этот шаг.
Шаг… Война проклятая
Силы отняла.
Шаг… Письмишко смятое –
Мама умерла.
Шаг… На стройке вкалывал.
Шаг… Попутал бес –
Восемь лет без малого
Лес валил он, лес…
Шаг… Вернулся, встретила
Верная жена.
Шаг… Сынишку третьего
Родила она.
Шаг… Сыны проворные.
Выросли… Женил…
Шаг… В годину чёрную
Марью схоронил.
Шаг… И где вы, деточки?
Что же, им видней…
Шаг… На чёрной веточке
Серый воробей.
Злыдень двинул обушком,
Упорхнул, но хром.
Дедушке с воробышком
Хорошо вдвоём.
Постоит, поокает,
На душе светлей.
Дед идёт и цокает
Палочкой своей.
* * *
Мне не спрятать сейчас ни лица и ни глаз,
Ни в минуты прощанья, ни в миг озаренья.
Всё трещало не раз, всё сгорало не раз…
Человек – это всё ж единица горенья.
Эта песня твоя… Даже взгляды тая,
Я шептал, что тебе повторю я едва ли…
Боль разлуки -- моя… И печалился я…
Человек – это всё ж единица печали.
А когда ты ушла, от угла до угла
Я ходил и бессильно заламывал руки.
И текла из угла беспросветная мгла…
Человек – это всё ж единица разлуки.
Но остался твой свет… Только в горечь одет,
Век летит… И горьки мои воспоминанья.
Столько прожито лет!.. Скрип калитки в ответ.
Человек – это всё ж единица страданья.
Где-то колокол бьёт… Милый голос поёт.
Выпью чарку вина… Прошепчу тебе что-то.
Будет голос с высот звать в последний полёт…
Человек – это всё ж единица полёта.
* * *
То ли это судьба… То ли так, по наитью,
Я забрёл в этот маленький камерный зал…
Помню женщину в белом… И мальчика Митю,
И оркестрик, что Моцарта тихо играл.
Крепко спал билетер… Никаких декораций.
Прямо в сердце со сцены лилась ворожба.
Мне казалось – вот так Ювенал и Гораций
Тоже звукам внимали, а муза ждала.
Я спешил… И ушёл посреди перерыва,
Тихо вышел, прикрыв осторожную дверь.
И во след мне сквозь окна плыла сиротливо
Эта музыка частых разлук и потерь.
Есть предел… Но есть нечто еще за пределом,
И являются, если с душой не в ладу,
Этот камерный зал… Эта женщина в белом…
Этот стриженый мальчик в десятом ряду.