Великий еврейский ученый Рамбан
и
синагога Рамбана в Иерусалиме
Великий еврейский законоучитель рабби Моше бен Нахман, он же Рамбан или Нахманид (1195-1270) родился в испанском городе Жирона, провинция Каталония, в уважаемой еврейской семье.
Уже в молодые годы Рамбан стал известен как благочестивый и образованный человек, который хорошо знал Тору и Талмуд с его комментариями. В шестнадцать лет Рамбан написал свою первую книгу «Войны Всевышнего» («Милхамот Ашем»), в которой анализировал дискуссию между известным комментатором Талмуда рабби Ицхаком Альфаси и автором книги «Сефер Амаор» рабби Зерахья Алеви.
Молодой еврейский мыслитель в Жироне выучился на врача и начал вести врачебную практику. Со временем Рамбан стал еще и раввином еврейской общины города, а затем и всей Каталонии. Много своего времени рабби Моше бен Нахман посвящал изучению Танаха, Талмуда и Каббалы, писал комментарии к Талмуду.
Спокойная жизнь Рамбана была нарушена в 1263 году, когда по инициативе короля Арагона Хайме Первого была назначен религиозный диспут между католическим монахом выкрестом Пабло Кристиани и его коллегами-монахами с одной стороны, и еврейской делегацией во главе с раввином Рамбаном, с другой.
В Испании в те времена существовали сильные антиеврейские настроения, но подобные дискуссии между христианскими священниками и еврейскими раввинами были достаточно популярны. Христианские участники дискуссий доказывали ошибочность еврейского мировоззрения, раввины утверждали правильность постулатов своей религии. Если раввины побеждали в дискуссии, то это вызывало всплеск ненависти к евреям у местного христианского населения с далеко идущими негативными последствиями для евреев. Если евреи проигрывали дискуссию, то их насильно пытались обратить в христианство.
Рамбан объявил, что сможет принять участие в дискуссии только при условии полной свободы своих высказываний. Король Хайме Первый согласился и пообещал раввину защиту и полную свободу в выражении своих мыслей. После этого при большом стечении народа в Барселоне начался диспут между христианскими и еврейскими религиозными деятелями, который продлился четыре дня.
Обсуждались три вопроса. Приходил ли уже Мессия на Землю, как считают христиане, или не приходил, как утверждают евреи? Представляется ли Мессия человеком, как считают евреи, или же он божественен, как говорят христиане? Кто соблюдает истинный закон, евреи или христиане?
По первому вопросу Рамбан заявил, что, если бы пришел Машиях, он должен был бы положить начало всеобщему миру, как об этом предсказывал пророк Йешаягу (2:4): «Не поднимет на народ меча, и не будут более учиться воевать».
– Пророчество Йешаягу не осуществилось, – заявил Рамбан.
– Более того, последователи Йешу (Иисуса) и сами проливали много чужой крови. Христианская рыцарская культура основана на войне, на ее восхвалении и на упражнениях в ней. Еврейский мудрец указал королю на победоносное шествие воинственного ислама и гибель Римской империи после того, как в ней воцарилось христианство.
– В иудаизме, – продолжил далее Рамбан, – не существует веры в божественность Машияха или другого человека.
Рамбану представлялось странным, чтобы Творец земли и неба сошел в чрево еврейской девушки, рос там и был рожден младенцем. Младенец вырос, стал взрослым человеком, затем он был предан в руки врагов, которые его и казнили. Потом он ожил и вернулся на небеса.
– Разум еврея, да и любого человека, не может принять этого, – продолжил Рамбан.
Что касается соблюдения еврейских законов, то, по мнению Рамбана, ничто не изменилось в людях и характере мира до такой степени, чтобы законы Торы потеряли свое значение.
– Вы всю жизнь слушали священников, которые наполняли вашу голову и мозг костей ваших этой доктриной, – сказал Рамбан, обращаясь к королю. – И вы придерживаетесь ее потому, что она привычна для вас.
Король Хайме Первый надеялся, что его представитель Пабло Кристиани сможет доказать правильность христианской религии. Этого не получилось. Рамбан достаточно спокойно и легко опроверг все аргументы монаха-доминиканца. Пабло и его товарищи не смогли ничего противопоставить блестящим высказываниям Рамбана в защиту иудаизма. Не желая, чтобы доводы христиан были окончательно разбиты, король завершил диспут и заявил, что он в первый раз видит человека, который будучи неправ, так убедительно отстаивает свою позицию.
Мудрость и ораторское искусство Рамбана произвели серьезное впечатление на короля. После завершения диспута в субботу Хайме Первый навестил раввина в синагоге. На прощальной аудиенции король произнес много хвалебных слов в адрес Рамбана и в качестве знака своего уважения и восхищения богато одарил его.
Однако доминиканцы не смирились с результатами диспута и потребовали судить раввина за богохульство. Решение подобного суда было известно еще до его начала: Рамбану грозила смертная казнь. Поэтому престарелый раввин принял решение репатрии-роваться в Эрец Исраэль. Король, узнав о решении Рамбана, проявил великодушие.
Как позднее вспоминал рабби Моше бен Нахман, «он (король) расстался со мной дружески, и дал мне 300 золотых динаров на дорожные расходы».
В 1267 году, в возрасте 72-х лет, Рамбан приплыл на корабле из Испании в портовый город Акко, а оттуда переехал в опустошенный и разоренный Иерусалим. В те времена Иерусалим, разоренный кровопролитными войнами, был дальней провинцией султаната мамлюков. Город лежал в руинах, крепостные стены не были восстановлены. С внешним миром разорённый Иерусалим связывали только караванные тропы.
Вид разрушенного города, выглядевшего как древняя и пребывающая в запустении деревня, поразил Рамбана. «Я сравниваю тебя, Матерь наша, – писал Рамбан, – с женщиной, чей сын умер на коленях ее. И больно от молока грудям ее, и дает она их щенкам песьим. А враги твои разорили тебя и любящие тебя покинули тебя. Но там, далеко от тебя, помнят и славят Город Святой».
Все население Иерусалима в конце тринадцатого века составляло около двух тысяч человек, это была скорее небольшая деревня с полуразрушенными, брошенными домами, чем город. В Иерусалиме Рамбан нашел только двух евреев, братьев, которые занимались окраской тканей. В городе проживали около трехсот христиан и нищее мусульманское население.
Но раввин не отчаивался.
– Обещание Всевышнего «будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами» – хороший знак, – писал великий еврейский ученый. – В нем свидетельство того, что земля не примет наших врагов, пока мы будем в изгнании. Я вижу в этом доказательство нашего спасения, потому что во всем обитаемом мире нельзя найти ни одной земли, такой большой и такой хорошей, которая всегда была заселена, но долгие годы без истинных хозяев лежала бы опустошенной, в руинах, как мы видим ее сегодня. С тех пор, как мы оставили эту землю, она не приняла ни один другой народ. Многие народы пытались заселить её, но безуспешно.
Рамбан был уверен, что евреям не стоит оплакивать разрушенный Иерусалим.
Руины великого города великий законоучитель считал испол-нением обещания Всевышнего о том, что земля будет ждать возвращения евреев. Ведь на протяжении столетий, пока евреи были в изгнании, ни один народ не смог по-настоящему заселить и восстановить Страну и Город. Еврейский народ должен вернуться в Эрец Исраэль, в святой город Иерусалим, отстроить Страну и Город к приходу Мессии.
Вскоре о прибытии Рамбана в Иерусалим узнали его соплеменники, и евреи начали возвращаться в город.
Тогда Иерусалим выглядел не очень привлекательно.
«Многие места заброшены и велико опустошение, – писал Рамбан в письме к сыну. – Чем святее место, тем сильнее оно осквернено. Иерусалим осквернен более других».
Для объединения евреев и возрождения еврейской жизни необходимо было создать в городе место для молитв – синагогу. На Сионской горе еврейский мудрец нашел полуразрушенный заброшенный дом с мраморными колоннами, арочными сводами, красивым куполом, и начал строить там синагогу. Как вспоминал впоследствии Рамбан, «мы заняли его под дом молитвы, ибо о собственности в этом городе ничего не знают. И любой, кто хочет взять себе пустой дом, может это сделать».
Синагога была отстроена к празднику Рош Ашана – еврейскому Новому году. В городе Шхем еврейской общине удалось сохранить свиток Торы, когда-то вывезенный из разрушенного Иерусалима. Этот свиток внесли в отстроенную иерусалимскую синагогу, и уже на молитвах Рош Ашана евреи заполнили новую синагогу. Городские и приезжие евреи стали приходить на молитвы и на другие мероприятия в свой молитвенный дом. Еврейская община, которая под руководством раввина Моше бен Нахмана построила эту синагогу, была первой еврейской общиной со времен изгнания их праотцов со Святой Земли во втором веке новой эры.
Затем Рамбан создал в Иерусалиме еврейское учебное заведение – ешиву, где молодые ученики стали изучать святые тексты и еврейскую мудрость. В Иерусалим начали приезжать евреи, чтобы учиться мудрости у великого знатока Торы. Так Рамбан возродил еврейскую жизнь в Иерусалиме и на Святой Земле.
Во времена Рамбана не только Иерусалим, но и вся Страна Израиля находились в запустении.
Еврейские общины были разрознены и невелики, а сами евреи жили в ужасающей нищете. Еврейское население в большинстве своем было малограмотным и почти не изучало святое учение. Рамбан занялся улучшением положения своих соплеменников в Эрец Исраэль. Он открывал еврейские школы и ешивы, занимался ремонтом заброшенных синагог, проводил уроки для большого количества слушателей.
Считается, что в Иерусалиме Рамбан написал свой комментарий к Торе и другие религиозные тексты. Копии своих произведений великий раввин отсылал в Испанию. Существует мнение, что рабби Моше бен Нахман выслал в Жирону своему сыну экземпляр книги каббалистов «Зогар», и таким образом западный мир познакомился с этим фундаментальным трудом каббалы.
Рамбан умер в 1270 году, и, предположительно, он был похоронен в Хайфе. По другой версии, Рамбана похоронили в Хевроне.
После кончины Рамбана иерусалимская синагога перебралась в центральную часть средневекового города.
Разместился молитвенный дом в подвальном помещении, так как правившие в то время Иерусалимом мусульмане считали, что еврейские здания для молитв не могли быть выше мусульманских.
Благодаря деяниям великого раввина рабби Моше бен Нахмана еврейская община в Иерусалиме вновь стала центром еврейской жизни на Святой Земле.
В синагоге Рамбана евреи молились и учились еще на протяжении трех столетий после смерти великого раввина.
Много лет синагога Рамбана была единственным центром еврейского присутствия в Иерусалиме. Путешественник раввин Овадья из Бертиноро (1440 – 1530), посетивший Иерусалим в пятнадцатом веке, так описывал тогда городскую синагогу. «Синагога в Иерусалиме построена на колоннах, это длинное, узкое и темное здание, куда свет попадает через единственное окно, а внутри здания – резервуар для воды». Путешественник охарактеризовал здание как «единственное еврейское место поклонения в Иерусалиме».
В 1586 году, при оттоманском правлении, синагога была закрыта, и вновь открыта для молитв только в 1967 году, 700 лет спустя после репатриации Рамбана в Иерусалим.
Поводом для закрытия синагоги Рамбана послужило то, что синагога соседствовала с мечетью Сидна Умар и была похожа с ней по своему дизайну. Османские власти приказали запереть дверь синагоги из-за жалоб местного мусульманского населения на якобы шумные церемонии в еврейском молитвенном доме, которые мешали молившимся в мечети мусульманам. Еврейская община Иерусалима обжаловала решение властей в суде. Юридические споры были прекращены после конфискации синагоги мусульманами в 1598 году.
Но, несмотря на закрытие синагоги Рамбана в 1586 году, к тому времени еврейская община Иерусалима уже существовала и динамично развивалась, преодолевая всяческие препятствия.
Длительное время помещения синагоги Рамбана мусульмане использовали как мастерскую. Но в те времена в Иерусалиме уже наблюдалось значительное еврейское присутствие. Сефардская община города основала свой дом молитвы недалеко от закрытого здания синагоги Рамбана, на месте, где, как предполагается, во времена Второго Храма располагалось помещение, принадлежавшее великому еврейскому мыслителю рабби Йоханану бен Заккаи. В наши дни на этом месте находится комплекс четырех сефардских синагог, в том числе и синагога Йоханана бен Заккаи.
В начале девятнадцатого века место, где находилась синагога Рамбана, пришло в запустение, здесь возникла небольшая синагога, известная как «Аль Марага» или «Синагога ашкенази».
В 1845 году ученый Йозеф Шварц предположил, что на этом месте когда-то находилась знаменитая синагога Рамбана.
И вот как об этом написал сам ученый.
«Изучив документы и проведя исследования на месте, я пришел к выводу, что это старое здание является той же синагогой, которая была построена в 5027 (1267) году, во времена знаменитого Нахманида (Рамбана)… Это здание с красивым куполом и мраморными колоннами все еще существует рядом с нынешней синагогой … и в настоящее время называется Аль-Марага и используется как мельница для изюма, в которой изюм измельчают и перемалывают, чтобы сварить его в сироп. Во время основания синагоги она была ограничена одним зданием. Но в более поздний период, когда число евреев увеличилось, все прилегающие к нему дома были присоединены к нему, и все они стали именоваться Синагогой ашкенази. Долгое время это была единственная синагога в Иерусалиме, где проводилось божественное богослужение. Примерно в 5346 (1586) году обе общины, сефарды и ашкенази, объединились и поклонялись вместе. И только в то время, когда это было насильственно отнято у прихожан, и они были вынуждены выбрать себе другое место во дворе в качестве синагоги, которая сохранилась до последнего времени, сефарды отделились от ашкеназов».
Синагога Рамбана просуществовала в запустении до 1967 года, когда Старый город Иерусалима был освобожден израильской армией во время победоносной Шестидневной войны.
Тогда синагога Рамбана, как и многие другие древние синагоги Старого города, была восстановлена заново.
Синагога Рамбана в наши дни располагается на центральной площади Еврейского квартала Старого города Иерусалима. Она является живым свидетельством и символом нашей еврейской истории. Входная дверь в древнюю синагогу находится на три метра ниже уровня улицы, чтобы соответствовать требованиям османских властей, согласно которым молитвенные дома «неверных» не должны были быть выше мечетей.
Посетители синагоги сегодня могут увидеть молитвенный зал, несколько дополнительных помещений и хранилища для священных свитков. Основа здания – своды, располагающиеся на романской и византийской капителях, и дорические колонны с именами пророков Авраама, Ицхака и Яакова.
И, в завершение, хотелось бы вспомнить слова великого Рамбана.
«Я оставил свою семью, покинул свой дом, своих сыновей и дочерей. Я и душу свою оставил с милыми и дорогими детьми, которых взрастил на своих коленях.
Но все эти утраты возмещают мне радость пребывания в чертогах твоих, о Иерусалим!
Я горько плакал, но нашёл радость в слезах».