Шутливое
Ирония, домашней вязки шаль,
обнимет невесомо и согреет,
когда мои унывшие хореи
захнычут, что убог и обветшал
родимый домик, крепость в два окна,
куда звезда заглядывала чутко
и, считывая наши письмена,
подмигивала в ожиданьи чуда.
Когда заледенеет под строфой,
потянет зимней лютостью от окон,
она игриво прикоснется боком
и весело окутает собой,
напомнит, озорница, о судьбе,
о клоуне печальном на манеже,
ах, девочка, кому как не тебе
вязать банты у дедушки на плеши,
смеясь, водить гордыню под уздцы
и в темноте глухого окаянства,
чтоб уберечь от подлости и пьянства,
таскать нас, маловеров, за усы.
Израиль
Здесь время такое — не знаешь, плывешь ли, летишь,
гортанная речь высекает из воздуха ветер
и кольца свивает из Чисел, Исходов и Мишн,
и бьется псалмами в субботнем огне семисвечий
над юностью новой, где медом течет апельсин,
над морем ночным, где гуляют, целуются, стонут,
над строем палаток, где полог под утро отогнут
и губы солдаток шершавят песок и хамсин —
их время, как небо, встречает сухой синевой,
их сок не разбавлен, и пули всегда боевые,
их смерть и любовь поражают, поверьте, навылет,
и нет ничего, что в себе не вмещает всего.
Здесь переплетаются память и возраст любви,
и свадебным красным вином умащаются камни,
и слово изгнанья приемлет заблудший левит,
и к Слову прощенья, снискав, припадает губами...
Балерина
Как танцуешь ты, девочка, воздух, пронзая собой,
как летишь длинноного сквозь жизнь в продолжении танца,
ничего не касаясь, нигде не желая остаться,
прикрывая глаза, чтоб не сделаться чьей-то судьбой.
А в округе сменяются песни, духи, имена,
в магазинах любви понижаются с возрастом цены,
ты летишь, ты живешь невесомо меж небом и сценой,
только этим двоим, кроме старенькой мамы, видна.
Им, двоим неподкупным, понятен усталый мениск
и сердечная чаша твоя, и сердечная ноша —
отдохни, балерина, в прощальном поклоне склонись
и лети улыбаясь, легко, будто завтра вернешься.
Город 4 . (Венеция)
Конечно, дружок, поезжай, в этих улицах древних
настигнет, надеюсь, тебя благотворная жажда
и в горло прольется густое холодное время,
и старые зерна дождутся обещанной жатвы,
езжай, походи по капеллам, с лица незаметным,
почувствуй, насколько сумеешь, иное молчанье,
иное, поверь, чем печали твои за плечами,
напрасно боишься — ему не отыщешь замены.
Езжай, покорми голубей, прокатись на гондоле,
потри безымянные плиты подошвенной кожей,
сегодня Сан-Марко, а завтра другое, но то же,
все едешь куда-то, а сам убегаешь от боли,
езжай, этот город, каналами пойманный в сети,
беспечен как запахи кофе, телячьей печенки,
там даже зимой все иначе, и мысли о смерти
слегка опьяняют, как в юности мысли о чем-то,
вдохни эту странную смесь, посчитай это долгом,
монеткой расплатишься, с мостика брошенной завтра,
вода прибывает лениво, ни брызг, ни азарта.
Езжай. Возвращайся. Расскажешь. Увидимся. С Богом.
Песенка сверчка
Наверху, под самой крышей,
под луною, желтой лампой,
он на маленьком станочке
что-то пилит, сверлит, точит,
наполняя воздух стружкой
в такт дыханью своему,
и, наверно, рядом с папой
очень маленький сыночек,
предположим, рыжий-рыжий
набирается уму.
И звенит, поет работа,
сладкой стружкой на пол сыплет,
оба трудятся, и папа
объясняет, что и как,
а внизу печальный кто-то,
плечи уронив покато,
тоже думает о сыне,
слыша песенку сверчка.