По большей части каждый, кто написал несколько строк, начинает задумываться о литературном агенте для продвижения своих талантов, особенно это свойственно графоманам, но и талантливым, уже издающимся писателям порой без агента бывает сложно и тяжело. Во-первых, нужно тратить свое время на поиски издателя, как в России, так и за рубежом, во-вторых, спорить, проверять договоры, уточнять условия, искать «подводные камни», в-третьих, пытаться пробить свою серию, тратить силы на обоснования необходимости рекламных акций и пиара, а так же следить за отчетами, выбивать гонорары, пытаться экранизировать и так далее… Но когда всем этим занимается агент, право же, гораздо спокойнее и приятнее, можно не отвлекаться и сидеть писать тексты, ну или нетленные произведения…

Конечно, часть писателей спокойно обходится и без агента, но писатель порой существо неуверенное в себе, романтичное, как дитя, нуждающееся в поддержке и опоре, и главное, в одобрении. Не всегда под боком оного находится верная вторая половинка, ждущая гениальных творений супруга/и, и говорящая: «Ты только пиши. Ты гений. Все получится!», а вопрос: «Кто я, писатель или графоман, имею ли я право тратить на это свою жизнь и жизнь тех, кто рядом со мной?» остается открытым.

   Я не знаю, проще ли мне или сложнее от того, что я и писатель, и агент одновременно. С одной стороны, я люблю моих авторов, у меня отсутствует творческая ревность, обозначаемая только порой словами «Ай да, Пушкин, ай да сукин сын! Вот, молодец!», и я радуюсь не меньше авторов, когда их книги выходят с моей помощью. С другой, вроде бы сидеть и писать лучше, правильнее, к тому же у части авторов (это относится только к графоманам) возникают опасения: «А не украдет ли она мои гениальные идеи, чтобы издать их под своим именем?» Дорогие мои, если бы вы знали, сколько рукописей ко мне приходит и сколь немногие из них находят своего издателя и в силу таланта, и в силу коньюктуры рынка, эти сомнения бы напрочь отпали. Успеть бы мне со своими идеями, к тому же, разобраться, чтобы воплотить их в жизнь!

   В свое время я написала книгу «Как издать книгу. Советы литературного агента». Чувствую, ее необходимо расширить и дополнить, возможно, там многое еще не сказано, но простите, это дело будущего, пока не успеваю. Но есть несколько моментов, которыми мне хочется с вами поделиться, даже если я немного повторюсь.

   - Не думайте, что ваш гениальный труд тут же кто-то украдет. Авторов, желающих публиковаться, огромное количество, а книжный рынок не резиновый, всех не вмещает, издаются только талантливые, хорошо сделанные рукописи. Хотите зарегистрировать авторские права? Пожалуйста, если вам так спокойнее, но поверьте, известные писатели этого не делают, незачем.

   - Не надо предлагать мне для публикации свои статьи, эссе и стихи, а тем паче пьесы. Я не буду тратить время на этот бессмысленный труд. Есть много маленьких издательств, которые с радостью издадут ваши творения за ваш счет. Иных путей нет, разве что вы Вознесенский или Гришковец.

   - Не думайте, что если вы издали одну или две книги за свой счет, издатели тут же предложат вам выгодный контракт, а еще переведут на другие языки и экранизируют. Максимальная польза от этого вашего поступка будет та, что вы сможете подать вашу книгу на одну из существующих литературных премий, раздать ее критикам (которые ее не будут читать) и подарить друзьям.

   - «Я придумал новый оригинальный жанр. Это сочетание мистики, детектива, любовного романа и философских размышлений о смысле жизни» сразу и до свидания. У издателей есть четко разграниченные редакции по жанрам, а куда, позвольте спросить, вас предлагать? Создавать под вас новую редакцию? Это не оригинально, а плохо, непрофессионально и неконструктивно.

   - Мой роман составляет 2 авторских листа... Научились считать авторские листы? Молодцы. Но учтите, для издателя роман начинается от 7-8 авторских листов. Меньше – не интересно. Есть определенный формат и размер, предпочитаемый издателями. Ваши доказательства правоты «А я знаю, что на Западе издают романы малых форм...» никому не интересны. Мы в России, а не на Западе, и вынуждены приспосабливаться к российским реалиям.

  - Если вы получили от издателя или агента отказ, не расстраивайтесь, но попробуйте выяснить «почему». Только не стоит доказывать свою правоту с пеной у рта: вы приобретете репутацию склочного автора, у которого все шансы окончательно улетели в трубу, с занесением в «черный список». Будьте мудрее. Тем более не стоит писать «Мой ответ Чемберлену» на десяти страницах, если вы получили либо отказ с объяснением причин, либо просьбу о доработке текста.

   - Если вам предлагают написать несколько аналогичных романов, не стоит торговаться. Предложения «Издайте мой первый роман, пропиарьте его, тогда я вдохновлюсь и напишу что-то еще» не вызовут ни понимания, ни восторга, ни предполагаемого вами согласия.

   - «Мой роман слишком провокационен, он взрывает мозг и может быть опубликован только на Западе» сразу и до свидания. Никто даже не будет его читать. Если вы хотели таким образом привлечь к себе внимание, то проиграли сразу и навечно. Излишний пафос в восприятии самого себя еще никому никогда не помог.

   - «Я написал продолжение Гарри Поттера, «Мастера и Маргариты» Булгакова...» до свидания, не интересно.

   - «Я написал мемуары своей жизни»... А вы, простите, что за известная личность, чтобы это купили читатели при том обилии книг, которое существует?

  - «Я – дворник Ваня, сантехник Илья, писатель Федор и написал книгу по лидерству и личностному росту с элементами философских размышлений и психологическими выкладками...» Давайте все же договоримся о том, что сапожник тачает сапоги, а пирожник печет пирожные, соответственно психологические книги будут писать профессиональные психологи и так далее...

 

   В общем, моментов может быть много, это только маленькая часть айсберга, писать об ошибках можно бесконечно. Постарайтесь быть адекватнее. Не отвлекайте ненужными вопросами редактора или агента, если ответы вы можете найти самостоятельно в интернете. Вопросы: «А зачем нужен агент?», «А что вы можете мне предложить?», «А что такое авторский лист?», «А куда мне идти, если вы не хотите мной заняться» и тому подобные вызовут лишь волну раздражения у очень занятых и много работающих людей. Поверьте, поисковые системы найдут для вас ответы, только не ленитесь и не отвлекайте людей по пустякам. Да, и если вы прислали свой роман вчера, не стоит сегодня спрашивать, прочитали его или нет и можно ли позвонить завтра. Максимум, что вы можете, это спросить: дошел ли текст и открылись ли файлы. Я понимаю, что вы думаете о том, что вы один-единственный, но пока вы не стали суперизвестным автором, придется постоять в очереди. Кстати, фраза «Я думал, у вас все схвачено и вы тут же мне пришлете договор, а тут приходится ждать столько времени...» должна быть мгновенно изъята из вашего мозга. Иногда агенту удается пристроить вашу рукопись через несколько дней, иногда на это уходит год или два, при условии, что она талантлива. Причины? Самая распространенная: нет подходящей серии. Надо либо копить ваши рукописи, чтобы ее создать, либо создавать серию из нескольких авторов, что тоже не дается в один миг.

   А теперь, после того, как я вас напугала, маленький бонус: «Рано или поздно талантливый автор найдет свою дорогу к издателю и будет опубликован! Возможно, вам придется написать еще два-три романа, подождать два или три года, но если это ваш путь, ваше призвание, все получится. Только надо понимать, что это каждодневный труд, требующий упорства и профессионализма, полной отдачи и веры в себя, адекватной оценки и умения принимать критику. Могу вам сказать, что к началу года у меня уже было сорок книг, которые выйдут в разных издательствах у разных авторов в течение этого года, а значит, шансы у вас есть. Удачи!» 

(Публикуется с любезного разрешения автора.)

Поделиться

© Copyright 2024, Litsvet Inc.  |  Журнал "Новый Свет".  |  litsvetcanada@gmail.com