Я не ставлю перед собой задачи — охватить в одном интервью все сферы деятельности, все грани личности этой удивительной женщины. Единственное, что я могу сделать – сказать: «Внимание! В этом мире есть Алена Жукова»! Я могу обозначить направление вашего взгляда, но не более того. Смотрите: это — Алена, которая когда-то уехала из Одессы в Торонто; это — Алена, которая все еще упорно ищет дорогу к дому; это — Алена, которая любит наш общий дом и помогает нам полюбить его еще больше. Позволю себе только одну ремарку – скользнуть взглядом по этой персоне и побежать дальше – плохой выбор. Только внимательный, несуетливый подход к материалам о реальных делах Алены откроет вам смысл того, что движет этим человеком. Сегодня Алена Жукова, прозаик, член Союза писателей России, главный редактор Литературно-художественного журнала «Новый Свет», вице – президент и программный директор Фестиваля российского кино в Канаде, в гостях у Издательского Дома ПАРИЖ.
Алена, наблюдая за тем, как много интересного и полезного Вы делаете, у меня сложилось впечатление, что фортуна как-то очень внимательна и благосклонна к Вам.
Если бы так! Иногда кажется, что все происходит вопреки житейским неурядицам и бедам. О какой фортуне может идти речь, когда свою первую книгу я собирала, преодолевая тяжелую болезнь и страх не успеть? Выжила.
Вы родились в замечательной семье одесских кинематографистов. Это удача?
Удача ли это? С детства обитать на острове «фабрики грёз» это больше, чем удача — подарок. До сих пор помню, как маленькой носилась по коридорам Одесской киностудии, забегая в съемочные павильоны, гримерные, бутафорные. Помню запах пленки и ацетона в маминой монтажной мастерской, кубышки, на которые наматывали пленку — они мне заменяли кубики. Помню наш «киношный» двор и своих друзей по детским играм – Валеру Тодоровского, Андрюшу Ташкова. Они сегодня знаменитости, а тогда мы частенько поколачивали друг дружку. До сих пор у меня над бровью след от камня, которым запустил в меня Валерка. Когда встречаемся, проверяем на месте ли…
На заре творческого пути уже два фильма, снятые по Вашим сценариям. Это удача?
Я работала редактором на киностудии, формально не имела права, это называлось использованием служебного положения. Редактор находил авторов, а тут сам претендует на роль сценариста, не порядок… Сценарий к фильму “Дикая любовь” был написан при моем участии Юрием Коротковым, а к ленте “Зефир в шоколаде” в соавторстве с Александром Павловским (режиссером фильма). Вряд ли это можно назвать удачей, скорее удачным стечением обстоятельств.
Знакомство с Людмилой Улицкой. Она тогда не была еще известна широкому читателю, но Вы почувствовали ее дар и смогли попасть на ее волну. Ваша дружба длится уже более двадцати лет. Это удача?
Вот это действительно удача, и дар, и, как говорят тут: «Great privilege». У меня есть жизненный камертон – ее творчество и отношение к миру, людям. Людмила Улицкая, кроме того, что выдающийся писатель, еще и невероятно сердечный и неравнодушный человек. Достаточно сказать, что она чуть ли не единственная, кому было не наплевать, как складывается моя жизнь в эмиграции. Невероятно, но именно она «реконструировала» мою действительность тут. Через своих друзей, не ленясь писать им, звонить, помогла найти близких по духу людей, тот особенный, творческий круг, который я потеряла с переездом в Канаду. Конечно же, сейчас, спустя двадцать лет, я нашла тут многих, с кем говорю на одном языке, но тогда было все по-другому, очень тяжело, как в пустыне. Но сразу после переезда в Канаду – добрый знак - ваша сценарная заявка выигрывает грант Министерства культуры Канады. Это тоже произошло благодаря тому, что Люся Улицкая меня познакомила со своей приятельницей, у которой был друг очень известный в Канаде кинодокументалист Иосиф Фейгинберг. Он надоумил меня написать что-то вроде канадской интерпретации повести Н.В. Гоголя «Нос», поскольку местная бюрократия не уступает российской, и помог с языком и местной спецификой, которую я тогда не знала. В результате был написан сценарий.
Заниматься тем, что любишь, организовать свой, новый кинофестиваль. Это удача?
Это, скорее, синдром вечного «киномана». Не могла без кино и не нашла лучшего способа, чем кинуться в организацию Фестиваля Российского кино в Торонто, поскольку такого фестиваля просто не было среди 65–ти этнических и тематических фестивалей. Обидно стало – у всех национальностей есть, а русского нет. Но если бы мне не встретился продюсер и большой энтузиаст Валерий Коган, то вряд ли что-то получилось. Но нам повезло, и появился проект под названием Toronto Russian Film Festival.
Возможность создать с единомышленниками новый литературно-художественный журнал. Это удача?
Это не просто удача, а счастье! Ежедневный поиск новых имен, расширение круга друзей и читателей! Что может быть лучше? Журнал «Новый Свет» недавно родился, но о нем уже пишут. Радует, что с нами готовы сотрудничать достаточно известные авторы. Вот, например, восхитительный поэт Бахыт Кенжеев не только автор, но и член редколлегии. Горжусь этим.
Две ваших книги — сборник рассказов «К чему снились яблоки Марине» и роман «Дуэт для одиночества» вышли в крупнейшем издательстве России «ЭКСМО». Есть великолепные рецензии. Уже очевидно, что у российских читателей есть интерес к вашей прозе. Быть замеченной, признанной. Это удача?
Быть замеченной — это удача, которая срабатывает очень ненадолго. Признанной? До этого еще расти и расти.
О чем Вам еще хотелось бы написать? Есть тема, которая уже пульсирует, просится наружу?
Да, это тема музыки. Я музыкант по первой профессии, роман «Дуэт для одиночества» была робкая попытка туда занырнуть, но моя цель – заставить читателя услышать звук и почувствовать запахи.
В настоящий момент что для Вас представляется наиболее важным?
Не сбиться с пути и не сойти с дистанции.
Записала Ольга Грэйт