C 6 по 14 сентября 2013 года в Торонто проходила Неделя российского кино в Канаде. Организаторами этого киносмотра стала компания “МЫ” (Россия) при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации, а канадским партнером – хорошо известный в Торонто фестиваль российского кино TRFF (Toronto Russian Film Festival).
За 7 дней показов с новинками отечественного кинематографа познакомились более 2 тысяч зрителей, было показано девять полнометражных, восемь короткометражных картин, прошло восемь Q&A сессий с актерами и режиссерами.
Переполненные залы продемонстрировали не проходящую любовь торонтской публики к российскому кино. Но в этот раз такой небывалый интерес отчасти был обусловлен еще и тем, что на протяжении четырех лет компания TRFF (президент – Валерий Коган, вице-президент и программный директор – Алена Жукова) привозила на суд канадского зрителя самые лучшие фильмы вместе с их создателями – продюсерами, режиссерами и актерами. Все, кто посещал фестиваль в прежние годы, с нетерпением ждали его открытия. И когда весной этого года в обычное для фестиваля время он вдруг не распахнул свои двери, зрители заволновались. Но дело в том, что российская компания «МЫ»( директор Полина Зуева), выигравшая тендер в Министерстве Культуры РФ на организацию этого фестиваля, привязала его по датам (с 6 по 14 сентября) к крупнейшему фестивалю TIFF (Toronto International Film Festival), что неоднозначно отразилось на проведении Недели Российского кино в Канаде. В последние годы, кроме соотечественников, в просмотровые залы Фестиваля Российского кино стали приходить канадские представители киноиндустрии, журналисты и студенты кинофакультетов Торонто. На Toronto Russian Film Festival проводились студенческие конкурсы между кинофакультетами Канады и России, круглые столы и пресс-конференции с канадскими медиа и представителями кинобизнеса. Ничего подобного в этом году не наблюдалось. Заставить канадского зрителя, а тем более журналиста или кинопродюсера прийти вместо TIFF на какой-то другой кинопоказ оказалось невозможным. В результате – всего пара-тройка человек в зале, не говорящих по-русски. Весь пафос пиар-компании Недели Российского Кино, привязанной к Торонтскому Международному фестивалю, оказался пустым звуком. Несмотря на такую досадную ошибку с выбором дат, устроители делали все возможное, чтобы праздник состоялся. На протяжении всех дней фестиваля в кинотеатре Innis Town Hall собирались полные залы. Программа короткометражного кино была показана в старейшем, правда, очень неудобно расположенном кинотеатре Fox Theatre, и, вероятно, поэтому в этот день в зале было много пустых мест.
Открыла Неделю российского кино картина «Духless» Романа Прыгунова — номинант пяти премий «Золотой орел». К сожалению, режиссер не смог приехать на открытие, и поэтому в этот день не было самого интересного – обсуждения фильма, но в зале присутствовали режиссеры фильмов второго дня фестиваля Антон Мегердичев (“Метро) и Михаил Сегал (“Рассказы”). Их сразу же обступили зрители, которые с нетерпением ждали встречи.
Второй день недели прошел при полном зале, но до аншлагов еще было далеко. Зрителям не хотелось расходиться, дискуссия затянулась вплоть до самого закрытия кинотеатра. Обе картины получили восторженные отзывы, а фильм «Метро» сравнивали с голливудским уровнем блокбастеров, причем в пользу российского варианта.
Третий день программы был посвящен лирике и социальной драме. Фильм «Любовь с акцентом», которую представил исполнитель одной из главных ролей Никита Ефремов, особенно понравился женской части аудитории, как и сам актер, в котором прекрасная половина человечества находила сходство с отцом Михаилом и с дедушкой Олегом Ефремовыми. Новая работа Авдотьи Смирновой «Кококо» была тепло встречена зрителями.
Молодежь и настоящие киноманы пришли на короткометражное кино, которое было показано на четвертый день Недели Российского Кино. В числе представленных короткометражных фильмов — участвовавшая в мае в конкурсе Cinefondation Каннского кинофестиваля «Норма жизни» Евгения Бяло, победители российского фестиваля «Кинотавр» «Ноги — атавизм» Михаила Местецкого и «F5» Тимофея Жалнина и другие работы.
Конечно же, зрителям хотелось поскорее увидеть любимую актрису Ирину Апексимову. Она прилетела в Торонто представить новую картину Виктора Шамирова «Игра в правду». Публика с обожанием смотрела на актрису, интересуясь всем, что связано со сьемками, и не только… Ирина покорила аудиторию своей искренностью и невероятным обаянием.
Одновременно с выходом на экраны в России, на Кинонеделе в Торонто состоялась премьера фильма «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Лента стала «Лучшим дебютом» Кинотавра 2013. Тематика фильма и форма подачи материала вызвала жаркие споры среди зрителей, но то, что это зрелая и очень профессионально сделанная работа, несмотря на дебют, отметило большинство аудитории.
В последний день Недели Российского кино были показаны два фильма - победитель Кинотавра 2013 «Географ глобус пропил» режиссера Александра Велединского с Константином Хабенским в главной роли. Этот фильм привлек столько зрителей, что некоторым пришлось сидеть на ступеньках в проходах. Зал устроил овацию режиссеру за настоящее русское кино. Никто не хотел расходиться и прекращать интереснейший разговор. И даже после окончания Q&A режиссеру долго задавали вопросы и просили автографы.
Завершил Неделю Российского Кино в Канаде самый успешный и кассовый в российском прокате фильм “Легенда №17” . На показ фильма Николая Лебедева о российском хоккеисте Валерии Харламове пришли действующие игроки NHL Дмитрий Миронов, олимпийский чемпион 1992 года, серебряный призер Олимпийских игр 1998 и обладатель Кубка Стэнли в составе «Детройта» 1998; Николай Кулемин, игрок сборной России, игрок клуба NHL «Торонто Мэйпл Лифс», чемпион мира среди юниоров 2004 года; и Игорь Куперман, один из самых уважаемых хоккейных историков и экспертов хоккея в мире. Также показ посетила вдова легендарного игрока Игоря Королева, погибшего вместе с командой «Локомотив» в авиакатастрофе под Ярославлем 7 сентября 2011 года. Перед показом команду почтили минутой молчания.
После фильма хоккеисты поблагодарили режиссера картины Николая Лебедева за прекрасное человечное кино. Немногочисленные канадцы, присутствовавшие на просмотре, не могли не спросить, почему их земляки показаны в фильме столь агрессивными. Николай Лебедев очень тонко заметил, что канадцы вели себя как шоумены в те времена, а российские хоккеисты были просто спортсменами. Но все зрители в зале отметили, что это прекрасное, достоверное и настоящее кино. Николай Лебедев признался, что до начала работы над фильмом не только никогда не увлекался хоккеем, но и не видел ни одного матча. Он никогда не думал, что хоккей займет столь значимое место в его жизни.
Закончился ежегодный российский киносмотр в Торонто. В этом году он назывался Неделей Российского Кино, в прежние годы – Toronto Russian Film Festival. Каким он будет в следующем году и в какие даты пройдет в Торонто, говорить рано. Неизменным остается одно: российское кино достойно того, чтобы его смотрели и о нем говорили. А организаторы обещают для этого сделать все возможное.