Как ни странно, но это будет статья о музыке, в которой, признаться, я не очень-то разбираюсь. Впрочем, статья будет даже не о музыке, а о концерте, а точнее, о музыканте, главном участнике этого концерта. Жил он когда-то в Ленинграде, а сейчас в Канаде, в Торонто. Играет на кларнете. Молод, лет двадцать пять. Зовут Юлиан Милкис.
Познакомились мы года три тому назад в далеком американском лесистом штате Вермонт, в маленьком городке Норвич. Я вел там семинар по советской литературе. Что-то рассказывал молодым американцам о советских писателях, чего не найдешь в учебниках.
И вот на одной из моих лекций появился невысокий черноглазый симпатичный молодой человек. Приехал на пару дней к своему другу, бывшему киевлянину, просто так, погостить. Пару дней вылились в десять, а то и больше. Юлик оказался парнишкой общительным, веселым, не прочь был вечерок-другой провести у « Папы Джона», маленьком кабачке, где мы со студентами любили за кружечкой пива с отменным вермонтским сыром общаться не только на литературной почве.
Там-то, в Вермонте, и завязалась наша дружба. Потом продолжалась в Нью-Йорке и даже в Париже, в который он иногда неожиданно сваливался.
Об основном его занятии, игре на кларнете, мы говорили меньше всего. Знал, что он учится в весьма престижной музыкальной школе Джульярда, и когда говорил ему «сыграй что-нибудь на своей дудочке», он без всякого азарта отвечал «сыграю как-нибудь». На этом профессиональный разговор заканчивался.
Доходили до меня стороной слухи, что его слушал и даже одобрил сам Бени Гудман, но особого значения этому не придал – кого только Гудман не слушал, говорят, человек он был добрый…
Шли, как говорится, годы, встречались, гуляли по Парижу, проводили как-то время. И вот однажды, когда иссякла последняя мелочь в кармане, решил он с друзьями, чтоб продолжить веселое времяпрепровождение, вооружиться кларнетом и устроиться где-нибудь у решетки церкви Сен-Жермен-де-Прэ и…
И посыпались в шляпу франки, и не только металлические, даже бумажные. И стояли вокруг люди, и плыли над платанами бульвара мелодии джаза, а потом и самого Моцарта. Я был потрясен. Умеет – таки! И даже неплохо.
И вот недавно, а точнее 27 ноября минувшего года, я был официально приглашен на его концерт в Доме культуры Канады, на рю Константин, недалеко от Инвалидов, усыпальницы Наполеона.
Это были первые дни студенческих демонстраций в Париже, улицы запружены галдящей молодежью, станции метро закрыты, добраться к назначенному часу было не просто. Я опоздал. На цыпочках вошел в зал. Он был полон. Устроился где-то в последнем ряду.
И должен признать со всей откровенностью, вечер этот превратился для меня в праздник. настоящий праздник… Милый мой, заводной Юлик, не в джинсах и вылинявшей ковбойке, не на корточках, как на бульваре, а в строгом смокинге, с бантиком на шее, серьезный и сосредоточенный исполнял Вебера, сонаты Пуленка, а во втором отделении – трио для рояля, кларнета и виолончели Бетховена. Кроме него, участвовали пианист Григорий Грузман и виолончелист Михаил Кац. Потом они раскланивались, уходили, опять возвращались, опять, скромно опустив глаза, кланялись. Маленький зал – человек на сто, зато знатоки не то что я, - дрожал от аплодисментов.
Я млел от счастья, ай да Юлик, ай да Милкис! Уходя, слышал, как люди, разбирающиеся в музыке, превозносили его мастерство и талант и, оказывается, великий Бени Гудман не только слушал его, а где-то вместе с ним даже и играл, и вообще, как выяснилось, Юлик считается его учеником, даже любимым. Об этом он никогда не говорил.
Как хотелось бы мне сказать что-нибудь вразумительное по поводу его исполнения – но тут я пас, могу сказать только, что присутствовал в этот вечер на некоем явлении настоящего искусства. А это нечасто случается.
И еще одно, что не менее радовало. Это то, что все трое участников концерта были выходцами из России, и хлопали им, и вызывали на «бис» парижане, канадцы, и я, и мои друзья – русские…
Потом Юлик уехал в Германию, и там тоже был успех, прекрасная пресса, сейчас он в Торонто, записывает пластинку, а впереди Нью-Йорк, чуть ли не Карнеги-холл…
Ну, а когда-нибудь, между делом, опять бульвар Сен-Жермен…Так, для веселья.
11 января 1987 год. Париж.
Выдающийся музыкант–кларнетист. Известен во всем мире как исполнитель классической и джазовой музыки.
Юлиан Милкис родился в Одессе в семье концертмейстера и пианистки. Вскоре, буквально через три недели после рождения, он переехал с родителями в Ленинград. В 5 лет начал учиться музыке в специализированной музыкальной школе при консерватории.
В 1974-м его родители иммигрировали в Канаду (Торонто), где 17-летний музыкант продолжил обучение. В 1978-м он поступил в Норвичский Университет в Вермонте на факультет русской литературы и языка, а затем, окончив Манхэттенскую музыкальную школу и получив диплом бакалавра, продолжил совершенствоваться как музыкант в аспирантуре Джульярдской школы. В 1983-м Юлиан одержал победу на конкурсе Artists International, что помогло ему дебютировать в Карнеги-Холл и заслужить хвалебную рецензию на страницах “New York Times”
В 1981-1982 в Норвичском Университете он познакомился со знаменитым русским писателем-диссидентом Виктором Некрасовым. Юлиан Милкис приезжал к нему в Париж, а после первого парижского концерта Виктор Некрасов написал статью о молодом музыканте, озаглавив ее “Вместо рецензии, нечто импрессионистическое”. Впервые она была напечатана в Нью-Йорке в газете “Новое Русское слово” в 1987 году. Юлиан Милкис дал эксклюзивное право журналу “Новый Свет” на публикацию этого материала.
На сегодняшний день Юлиан Милкис – музыкант с мировым именем. Он по праву считается единственным учеником легендарного Бени Гудмана, у которого учился почти три года. “Король свинга” действительно никогда не брал учеников до знакомства с Юлианом.
Юлиан Милкис играл сольные концерты с такими известнейшими коллективами как Toronto Symphony Orchestra, Государственный оркестр России, филармонические оркестры Санкт-Петербурга и Новосибирска, Московский симфонический оркестр, Vivaldi Chamber Orchestra, Hamburg Mozarteum, Edmonton Symphony, L'Orchestre Colonne, L’Orchestre Nationale de Lyon, L’Orchestre Symphonique Française, CBC Vancouver Orchestra, Divertissment Chamber Orchestra, Hermitage Chamber Orchestra и Musica Viva. Выступал с известнейшими дирижерами, такими как Геннадий Рождественский, Марк Горенштейн, Александр Чернушенко, Валерий Афанасьев, Александр Рудин, Миша Кац, Hugh Wolff, Mario Bernardi, Victor Feldbril, Uri Meyer, Nurhan Arman, Eric Bergel, Арнольд Катц, Hobart Earle. Совместные джаз-концерты: Дик Хайман, Игорь Бутман, Тони Фаланга, и многиe другиe.
Совместные выступления: Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Жерар Коссэ, Александр Князев, Миша Майский, Александр Рудин, Струнный квартет им. Бородина, Струнный квартет Санкт-Петербурга, St. Lawrence String Quartet, Cuarteto Latinoamericano, St. Peter’s Trio. Принимал участие в музыкальных фестивалях: Printemps Musical à Paris, Courchevel и the Musique à Flaine во Франции; Camerino в Италии; Burgos в Испании; фестивали "Санкт-Петербургская Весна" и "Московская Зима" в Росии; Ayvalik в Турции; Summit Festval в Нью-Йорке и the Niagara-on-the-Lake Chamber Music Festival в Канаде.
Концерты Милкиса транслировались по радио и телевидению США, Канады, Европы и Азии. Юлиан Милкис регулярно получает приглашения на участие в ежегодных московских фестивалях камерной музыки им. Святослава Рихтера «Декабрьские вечера» с 1991 года. Для Юлиана Милкиса написаны концерты такими композиторами как O. Moravetz, О.Петровa, Б.Тищенко, M. Weinberg, А.Юсфин, И.Райхельсон, D.Hyman. Милкис работал с известным композитором Olivier Messiaen.
Постоянно работает с композитором Гией Канчели. Записи в звукозаписывающих студиях: Warner Classics’ Lontano, the French Suoni e Colori, Sony’s Russian division CEAUX, Russian Melodiya and Russian Season. Юлиан Милкис эксклюзивно играет только на кларнетах фирмы Yamahа.