Я понял, что война, это грязное, кровавое и бессовестное дело. В нём одни нападают на других, с целью отомстить третьим, которые, в свою очередь используют ситуацию, для запугивания четвёртых, ухитряясь при этом рассчитаться с пятыми и запутать шестых, чтобы седьмые не догадались о том, кто с кем в действительности воюет и за что, хотя затеяли всё вообще — восьмые, которые ни в чём не участвуют и, поэтому, заподозрить их невозможно.
Я понял, что уроки всех предыдущих войн человечеством удобно забыты, вычеркнуты из памяти. Если бы они были проанализированы и сделаны правильные выводы — большинство войн последних столетий не произошли, ибо были они обречены на провал задолго до начала. Их роковая судьба была заложена в самом плане военных действий. Просто никому не захотелось этого увидеть. А затевающему новую авантюру всегда не хватает мозгов воспользоваться уже «существующим колесом». Очень уж хочется изобрести своё. И опять — мордой в грязь... Зачем только?
Я понял, что желание воспользоваться войной и извлечь из неё хоть какую-нибудь выгоду — выше призывов совести этого не делать. Тяжело бороться с привычкой сталкивать, воровать, отнимать у тех, кто и так уже многого лишился. Очень трудно не грабить, не убивать детей, не продавать хлеб и воду нуждающимся, не терроризировать гражданских. Но волков- вегетарианцев не бывает. Убивать и называть убитых справедливой добычей — это их национальная гордость.
Я понял, что любая война — это очередная двойка по истории всем, кто не является её учеником. Планы организаторов подобных авантюр — провальны, а долгосрочные цели ( для чего, зачастую, война и развязана) невыполнимы. Любой военный аналитик, если он не профессор истории или, хотя бы, в прошлом, блестящий её ученик — просто болтун. Ничего из происходящего не может быть понято в контексте сегодняшнего дня, дурно склеенного из разношёрстных новостей. Они — всего лишь мыльные пузыри. Зачастую — бесконечное передёргивание фактов и освещение малых частей большого целого в пользу тех, кто платит тебе зарплату.
Я понял, что царь Соломон был прав, сказав, что всё проходит... И эта война тоже пройдёт. Пробежит время, и станет ясно то, что сегодня скрыто за облаками вранья и дезинформации. Вскроются истинные зачинщики и бенефициары. Обнажатся реальные победители и проигравшие. Ими, наверняка, окажутся не только те, кто сейчас на свету и активно вовлечен в сегодняшние события, а и многие другие вольные и невольные участники. Мы поймём (и вовсе не обрадуемся этому) кто нас сбивал с толку и направлял в сторону от конфликта, хотя не обязательно узнаем зачем это было сделано.
Я понял, что пытающиеся жить без ответа (то есть не участвовать в политике страны проживания) на самом деле, живут безответственно. И если ты не идёшь к политике, оказывается, что в какой-то день она непременно придёт к тебе и спросит — где был, что делал? И объяснит, что если ты не участвовал, то не имеешь никакого морального права быть недовольным происходящим.
Я понял, что вопреки поставленным целям, захватчики включили процесс, на который даже и рассчитывали. Они, не только не раздробили Украину, устроив в ней гражданскую войну, а совсем даже наоборот — инициировали в ней такое сплочение, которого не было уже много лет. В любом государстве, хорошем или плохом, большом или маленьком, есть разные фракции, группы по интересам, идеологические враги, прихлебатели, тайные диверсанты (пятая колонна), сомневающиеся и ещё масса мелких и крупных течений, каждое из которых пытается тянуть одеяло в свою сторону. Но война, как известно (хотя, по-видимому, не всем) отменяет всё предыдущее и выстраивает всех для обеспечения будущего. К удивлению организаторов этой бессмысленной авантюры, оказалось, что есть единый украинский народ. Он готов сражаться до последнего, отстаивая свою независимость, на которую посягнули. Его ничем не запугаешь, и никак не остановишь. Поэтому, результаты происходящего не должны никого удивлять. Только вдохновлять и радовать.
Преступление и наказание
Я понял, что Достоевский был прав: за преступлением всегда следует наказание. Причём, преступление — это не только пойти и убить, а и быть пособником. Прикрывать, видеть и не сказать, спрятаться, смолчать, прикинутся слепым-немым-глухим-дурным. Играть в чью-то игру, а потом сказать — они меня заставили, запугали, шантажировали. Преступление — поддаться массовому психозу и забить человека камнями, радоваться, когда кому-то отрезали голову, когда на головы детей падают бомбы. Это делают террористы. И для каждого из них, в определённый момент, настаёт час расплаты. Для кого раньше, для кого позже. Можно не сомневаться, что и сегодняшняя война тоже всё расставит по местам. И суды будут, и репарации, и долгие тюремные сроки, и Гаага, и долгие годы попыток доказать, что ты не был чудовищем и кровавым убийцей, а просто так получилось… Два-три поколения пройдёт ( как с немцами после второй мировой) пока придут в мир те, кто даже и не поймёт ( как им не объясняй) зачем была эта война. Ради кого, ради чего, и за что был наказан весь народ? На последний вопрос, ответ простой: за поддержку, за терпение и за молчание. Вот, пожалуй, и все объяснения. А затеявшие эту бойню, в большинстве своём, выживут, выкопают спрятанное, перелицуются, уедут куда-то и доживут свои дни в тепле и уюте. И спать по ночам будут спокойно. И угрызений совести у них не будет. Если, конечно, как когда-то Моссадом, который нашёл ВСЕХ «героев» Мюнхенского убийства спортсменов, не будут обнаружены международным трибуналом и преданы суду.
Я понял, что сегодня миллионы людей на планете стали военными корреспондентами. Не обязательно на поле боя, хотя раньше считалось, что только там им и место, но «работа» каждого из нас всё равно важна, и не нужно от этого отмахиваться. Мы всё-таки живём во времена, когда народ ещё чего-то может. Другой вопрос — хочет ли? Вот, именно для этого, мы, обыкновенные «военные корреспонденты» тормошим всех живых, напоминая им о том, что происходит, не давая им закостенеть и погрязнуть в суматохе обыденных дел. Мы, так или иначе, но создаём «группу захвата». Пусть даже и в тылу, далеко от арены битвы за право не быть рабами, но когда нас миллионы и мы формируем общественное мнение — даже в относительно небольших группах населения, то рано или поздно этот ручеёк, ежедневно подпитываясь и разрастаясь, впадёт в реку, а та, как и принято, в океан. А океан живёт своей неподкупной, неукротимой и недоступной для понимания, жизнью. И он обязательно взбунтуется.
Мы должны, живущие сегодня и заботящиеся о том, какой мир мы оставим детям и внукам, убедиться в том, что в сегодняшних записях, которые уже через десять лет будут историей, всё сказано верно и ничего не приукрашено. Это, правда, совершенно не значит, что её не станут переписывать кто-то и когда-то. Но это уже не наша с вами забота. Это пусть потомки беспокоятся. А вот, чтобы сегодня никто ничего не забыл и всё расставили по местам: жертвы в одну шеренгу, преступники-мародёры-насильники и убийцы — в другую... Это нам с вами нужно побеспокоиться и не допустить того, чтобы передёрнули, замылили, перевернули с ног на голову и простили то, что не прощается. Причём, никогда. И не забыть поимённо внести в реестр всех, кто придумал, организовал, собрал армию, проинструктировал её, вооружил и направил. А вместе с ними и тех, кто вещал со всех полос газет и трындел из телевизора денно и нощно о славе и непобедимости великой армии. Все, кто врал, тоже в список. Их вина ничуть не меньше, чем тех, кто стрелял. Есть преступники, и есть пособники. И все несут ответственность за содеянное. Есть законы это подтверждающие. И им нужно следовать.
Так что давайте, не будем расслабляться и сделаем свою работу: всё что можно запишем и опишем, сфотографируем и задокументируем.
И литература не спасла... Я всегда думал, что литература может воспитать человека. Сделать его духовнее, чище, глубже, проницательней. Повысить общий уровень образования, привить чуткость, обнаружить душевную тонкость, обнажить сострадание, научить сочувствию. Так меня учили, так я думал, так я жил… И вдруг эта война. И я подумал — а что, интересно, читали те, кто своими преступлениями уже затмили гитлеровцев, которые хотя бы свои цели не скрывали и руководствовались идеологией? Пагубной, опасной, нечеловеческой, но идеологией. И детей они на глазах родителей, как правило, не насиловали, и столы со стульями и коврами для вывоза в Германию в машины не грузили. Кстати, наши-то как раз грузили. Мои соседи по коммуналке — два военврача — привезли из Германии столько, что у них на полу лежало одиннадцать огромных ковров. Один на другом. И ещё восемь были на стенах. Так как была у них всего лишь одна, хотя и большая комната в нашей коммуне. Про серебро, вазы хрустальные и другой "хлам" уже и не говорю. Это не по рассказам. Я в этой комнате был много раз и всегда удивлялся тому, как мягко было по полу ходить.
Какие колыбельные пели мамы тем детям, которые, став солдатами сегодня расстреливают мирных жителей, явно не испытывая ни страха, ни угрызений совести? Каким молоком их кормили? Что в нём было, в том молоке? Яд, специальные химикаты, растлевающие сознание субстанции? И почему литература им не помогла?
Я думаю, что зёрна насыпанные на асфальт, скорей всего, не прорастут. Для окультуривания нации, нужна основа, плодородная почва, на которой что-то может взойти. А у этих ребят почва не образовалось, только асфальт и цемент. И души у них пустые и желания первобытные: сон, еда, секс, насилие, грабёж, попытка запугать. Страна — одна огромная зона, где и правила, как на зоне, и песни про зону и повадки всё сплошь воровские. Да, я знаю. Есть исключения. Да они и на зоне есть.
Но «как бы верёвочке не виться...» говорит старинная пословица, всё равно придёт этот ужас к запланированному концу. А там уже и суды и наказания и тюремные сроки, и настоящий железный занавес для целой страны и страх назвать себя русским, находясь в любой другой стране ( куда ещё нужно будет исхитриться попасть). Жаль. Всё могло бы быть по другому, если бы тогда, когда союз развалился, страна пошла бы по другому пути и не отдала вожжи правления бандитам, ментам и продавшимся чиновникам. Но это уже в прошлом. И литература им не помогла, история — тоже. Придётся воспитывать новое поколение.
Про причины и их следствия...
Да, похоже, Путин победил. Нет, я не про Украину — это-то вряд ли, особенно теперь, когда всем уже стало ясно — с ней так с наскоку не сладишь, что добавило смелости, стойкости и выносливости и без того достаточно по-боевому настроенному народу. А сейчас ещё и «зелёнка» подоспела. Всё расцвело. Вот партизаны разгуляются-то... мама-не горюй! Но я не о том. Он запугал весь мир. Это месть. И ничего здесь нет странного. Слишком много неизрасходованной энергии злобы в человеке накопилось. Не буду подробно пересказывать почему она и откуда эти залежи. Но если в двух словах, то из детства, юности, учёбы, где ты не самый популярный, не самый успешный. Много чего складывается и наслаивается. Он даже и не мечтал ( а может и мечтал) о таком. И вдруг! Оказаться в нужном месте и в нужное время единственному из десятков миллионов! Ему повезло. Но лишь частично и в начале. Всё остальное сделано им самим при поддержке и участии команды доверенных и преданных пацанов, проверенных на вшивость ещё тогда, все знают когда, и как... Но это не панегирик вождю. Это, скорее, укор всем нам, живущим в ещё частично свободном мире. Это мы проспали, недопоняли, не верили, не просчитали. Вляпались, одним словом… Выкормили сами, и не на кого теперь пенять. И теперь все мы проснулись в новом мире, где наше завтра от нас во многом уже не зависит. А зависит оно от того, куда эта война вырулит, когда окончится и на каких условиях. Или, что не исключено, этот конфликт может перейти в вяло текущий, и медленно перерасти в следующий, а тот — в следующий. И так, на многие годы…
Весь мир, как оказалось, хотя раньше об этом никто и не догадывался, сидит на собственного изготовления, пороховой бочке. Не фигурально выражаясь, а фактически. Количество ядерных боеголовок уже достаточное, чтобы не ждать какого-то случайного и глупого метеорита и его столкновения с матушкой-землёй. Мы уже взрослые ребята и всё можем сами «замастырить». А когда ядерная кнопка находится в руках психопатов, то делать планы на будущее, становится бессмысленным.
Выводы:
Живём и решаем ежеминутные задачи сегодняшнего дня. Помогаем беженцам, пишем своим сенаторам письма с требованиями всесторонней помощи Украине. Держим себя в психическом равновесии, чтобы быть в состоянии помочь другим. Думаем о том, как бы перестать пилить сук, на котором сидим. Остается надеяться, что артрит помешает вождю нажать кнопку; или мыши съели провода; или электроника ни к чёрту; или железо проржавело; или смелости не хватит; или кто-то в цепочке устроит саботаж, понимая, что всем-кирдык... А ещё можно надеяться на Бога. Хотя нас учили, что при этом — «сам не плошай». Поэтому, давайте будем «не плошать» по-возможности… Давайте, пожалуйста, будем!
Я так думаю…