Правление королевы Мелисенды (1101-1161) в Иерусалиме считается золотым временем в истории города и Иерусалимского королевства крестоносцев.
Мелисенда царствовала в Иерусалиме с 1131 по 1153 год, затем с 1153 по 1161 годы была регентом своего сына короля Бодуэна III, то есть, фактически, и в это время она оставалась правительницей королевства.
Летописец Вильгельм Тирский писал о Мелисенде, что «она была очень мудрой женщиной, полностью участвовавшей почти во всех делах государственного управления, которая полностью восторжествовала над предубеждениями относительно её пола».
Вот такая королева правила в двенадцатом веке в городе Иерусалиме и во всем Иерусалимском королевстве крестоносцев.
Отец Мелисенды Бодуэн II был рыцарем-крестоносцем из провинции Ретелье во Франции.
Во времена крестовых походов он возглавил графство Эдесса и женился на Морфии Мелитенской, дочери армянского принца Гавриила Мелитенского.
У Бодуэна II и Морфии было четыре дочери, которые росли в городе Эдесса. Мелисенда была старшей дочерью, и когда ей было тринадцать лет, ее отец Бодуэн стал королем Иерусалимского королевства крестоносцев.
Королевский совет предлагал Бодуэну развестись с Морфией и жениться во второй раз, чтобы новая жена родила королю наследника престола.
Но Бодуэн любил жену и не согласился с мнением своих советников.
В 1119 году, когда Бодуэн II был коронован на царство, вместе с ним была коронована и его жена Морфия.
Мелисенда, как старший ребёнок, стала кронпринцессой Иерусалимского королевства и наследницей своего отца Бодуэна II.
В средние века наследование титулов и земель женщинами в Европе и государствах крестоносцев не было чем-то необычным, так как из-за войн продолжительность жизни мужчин, в том числе и коронованных, была значительно меньшей, чем у женщин.
Как правило, женщины, наследовавшие власть, правили вместе со своими супругами.
В 1129 году король Бодуэн II объявил Мелисенду своей наследницей и выдал ее замуж за могущественного и амбициозного рыцаря Фолка, графа Анжуйского, вдовца, популярного среди рыцарей-крестоносцев и имевшего обоснованные претензии на французский престол. Свадьба состоялась 2 июня 1129 года. По распоряжению Бодуэна II Мелисенда официально была объявлена соправительницей короля, а муж принцессы пока остался не у дел.
Две другие дочери Бодуэна и Морфии, Алиса и Годиэрна, также были выданы замуж за влиятельных правителей. Алиса стала женой Боэмунда II, князя Антиохии, а Годиэрна – женой Раймунда II, графа Триполи. Младшая дочь Иоветта приняла решение уйти в монастырь.
В 1130 году Мелисенда родила сына и назвала его Бодуэном. Король Бодуэн II объявил внука наследником престола, а Мелисенду – единственным опекуном юного принца Бодуэна.
Король Бодуэн II умер в 1131 году, после чего Мелисенда и Фолк Анжуйский стали совместными правителями Иерусалимского королевства крестоносцев. Пришло время Фолка также возглавить страну.
Королева Мелисенда пыталась самостоятельно и активно решать многие вопросы королевства. Такое правление не устраивало амбициозного правителя, и отношения супругов резко ухудшались. Король Фолк пытался вести себя в Иерусалиме точно так же, как он действовал в своем графстве Анжу во Франции. Там граф Анжуйский жестко пресекал любое выражение несогласия с его действиями или его мнением, требовал от своих подданных абсолютного повиновения.
Властолюбивый Фолк и в Иерусалиме грубо обращался с королевой. При поддержке верных ему рыцарей-крестоносцев он отменил право Мелисенды на дарование титулов и земель своим подданным.
Серьезный разрыв между коронованными супругами произошел в 1134 году, когда Фолк заподозрил свою жену в любовной связи с ее кузеном Гуго II де Пюизье, графом Яффо.
Он обвинил Мелисенду в супружеской измене.
Ненависть Фолка к Гуго объяснялась просто. Гуго – граф Яффо, могущественный барон Иерусалимского королевства крестоносцев и убежденный сторонник короля Бодуэна II, как двоюродный брат Мелисенды имел больше прав на престол Иерусалимского королевства, чем сам Фолк Анжуйский.
Знатные люди королевства и Церковь отрицали супружескую неверность Мелисенды и с неприязнью относились к приезжему выскочке Фолку.
Тем не менее, Фолк собрал войско и пошел войной на ненавистное ему графство Яффо и его правителя графа Гуго II де Пюизье.
В Иерусалимском королевстве крестоносцев началась гражданская война.
В этой войне Гуго II де Пюизье создал коалицию с мусульманским городом Аскалон и выступил против армии Фолка Анжуйского. Фолк, видя значительное преимущество коалиции, благоразумно уклонился от битвы.
Поход иерусалимских крестоносцев против Яффо тогда не состоялся, а Гуго на время укрепил свои позиции.
Вскоре после этих событий на Гуго де Пюизье было совершено покушение, но граф Яффо уцелел.
В покушении обвинили короля Фолка.
Это обвинение в 1135 году стало поводом для королевы Мелисенды и ее сторонников в совершении дворцового переворота и негласного отстранения Фолка Анжуйского от власти.
После этого король Фолк еще формально оставался при дворе, но его влияние на дворцовые события и принятие решений резко снизилось.
Как писал тогда летописец Вильгельм Тирский, «он не пытался взять на себя инициативу, даже в мелочах, без мнения королевы Мелисенды».
Вместе с тем, Фолк оставался мужем королевы Мелисенды. Холодные отношения супругов на время потеплели, они опять были вместе, и в 1136 году у них родился второй сын, Амори, будущий король Иерусалимского королевства крестоносцев.
Тогда в знак примирения Фолк подарил своей супруге очень дорогой и красивый Псалтырь. На задней крышке Псалтыря из слоновой кости был выгравирован сокол, что соответствовало слову «Фолк» на старофранцузском языке.
В 1143 году в результате несчастного случая король Фолк Анжуйский погиб на охоте. Злые языки поговаривали, что это был не совсем несчастный случай, и что, мол, к этому имела какое-то отношение королева Мелисенда.
Но кроме слухов, никаких доказательств участия королевы в гибели Фолка не нашлось.
А Мелисенда публично оплакала погибшего короля и долго носила траурные одежды…
На Рождество 1143 года королева Мелисенда и ее сын король Бодуэн III были коронованы как соправители Иерусалимского королевства крестоносцев.
Эта совместная коронация напоминала коронацию Мелисенды и ее отца короля Бодуэна II в 1128 году и отражала тогдашнюю традицию коронации наследника престола при жизни действующего монарха.
Пока молодой король Бодуэн III набирался сил и знаний, королева Мелисенда начала активно участвовать в мировой политике.
Она попыталась оказать военную помощь своему родному графству крестоносцев Эдесса, которое из последних сил сражалось против мусульманских захватчиков.
Королева послала на помощь сражавшейся Эдессе свою армию во главе с коннетаблем Манассе Йержем.
Но, несмотря на поддержку воинов-крестоносцев Иерусалима, Эдесса была захвачена мусульманами.
Тогда неукротимая Мелисенда обратилась за помощью к европейским правителям и отправила послание к папе в Рим. Запад откликнулся на просьбу иерусалимской королевы и объявил начало Второго крестового похода.
Возглавили поход император Священной Римской империи Конрад III и французский король Людовик VII.
После прибытия похода на Святую Землю в 1148 году европейские и иерусалимские крестоносцы провели в Акре военный совет, где обсуждались планы ведения боевых действий против мусульман.
На этом совете было принято неверное решение начать военные действия против города-государства Дамаска.
И это было сделано несмотря на то, что между Иерусалимом и Дамаском в те времена был подписан мирный договор и существовали хорошие отношения.
Манассе Йерж и Мелисенда возражали на совете против войны с Дамаском и предлагали в первую очередь освободить Алеппо, а затем идти на Эдессу. Но было принято к исполнению ошибочное решение проведения военной операции против Дамаска, предложенное Конрадом III и Людовиком VII.
Военные действия крестоносцев против Дамаска закончились неудачно, крестоносцы отступили, а правители Дамаска больше уже никогда не доверяли крестоносцам.
Через некоторое время армия Дамаска нанесла крестоносцам чувствительный удар, который привел к завершению Второго крестового похода. Людовик VII и Конрад III с остатками своих армий вернулись в Европу. А королева Мелисенда осталась править в Иерусалиме вместе со своим старшим сыном королем Бодуэном III и младшим сыном Амори. Время правления Мелисенды в Иерусалиме считается золотым веком для города и всего Иерусалимского королевства.
При королеве Мелисенде была проведена реконструкция и завершено строительство в Иерусалиме величественного комплекса Храма Гроба Господня, основной святыни христианского мира. После этого началось христианское паломничество в Святой Город, поощряемое королевой.
Мелисенда восстановила и особо почитаемый в христианском мире Храм Рождества Господня в Вифлееме.
С иерусалимской королевой связывают строительство величественной церкви Святой Анны, матери Девы Марии. Предполагается, что церковь была построена на месте дома Иоанна и Анны, родителей Богоматери.
По указу королевы Мелисенды была восстановлена церковь Погребения Богородицы у подножья Масличной горы, где, в дальнейшем, по завершении своего жизненного пути, была похоронена и сама королева.
В 1138 году королева Мелисенда построила величественный женский монастырь Святого Лазаря в Вифании, на восточном склоне Масличной горы.
Как писал историк Бернгард Куглер в 1880 году, «королева Мелисенда для того, чтобы прилично пристроить свою младшую сестру Иоветту игуменьей, основала большой женский монастырь в Вифании, у восточного подножья Масличной горы, и украсила его с самой затейливой пышностью».
Ну что же, на то они и есть «власть имущие», чтобы пользоваться этой властью по своему разумению и при этом не забывать родных и близких людей… Следует отметить, что королева делала серьезные пожертвования больнице госпитальеров, руины которой сегодня сохранились в Старом городе, и больнице прокаженных Святого Лазаря, располагавшейся на месте современного городского муниципалитета.
Знаменитые рынки Старого города Иерусалима дошли до наших дней со времен крестоносцев.
Их архитектура впечатляет нас и сегодня. Большая часть рынков Старого города построена в период правления королевы Мелисенды и согласно ее указу от 1152 года.
Сегодня в Мусульманском квартале сохранились остатки трех крытых рынков периода крестоносцев: Золотого, Пряностей и Мясного. Торговые ряды современного Мусульманского квартала Старого города Иерусалима расположены на месте старых рынков, заложенных в эпоху королевы крестоносцев Мелисенды.
Хроники времен крестоносцев упоминают о Зеленой улице в Иерусалиме, на которой продавали зелень, овощи и фрукты. Выше Зеленой улицы располагался Рыбный рынок, за ним находился рынок, где продавались сыры, птица, яйца, а также различные сласти.
Вместе с тем, во времена царствования королевы Мелисенды в Иерусалиме был еще один король – сын Мелисенды Бодуэн III, властолюбивый, амбициозный и своенравный молодой человек.
Отношения правящей королевы со старшим сыном были сложными.
Как правительница, Мелисенда редко и неохотно доверяла принятие решений молодому и неопытному в государственных делах монарху.
И хотя Бодуэн достиг совершеннолетия в 1145 году, правление в королевстве Мелисенда доверила своему сыну только в 1153 году, но осталась при сыне регентом.
Вражда между королевой-матерью Мелисендой и ее сыном королем Бодуэном III то затухала, то разгоралась с новой силой.
«Всего хуже это обнаружилось уже в 1150 году и во внутренних делах крестоносных государств.
Король Бодуэн был тогда в ожесточенной схватке со своей матерью Мелисендой, которая все еще стояла во главе иерусалимского правительства и не хотела передавать сыну власть, которой она пользовалась после смерти Фолка, так скоро, как он желал.
Раздор между ними усилился с тем, что королева отдала все свое доверие любимцу, своему родственнику Манассе, которого она сделала коннетаблем государства, тогда как Бодуэн с таким же доверием отдался его врагам.
После отвратительной ссоры пришли к самому несчастному решению – разделить иерусалимскую область на четыре большие части, из которых две провинции (Тир и Акко) Бодуэн удержал за собой, а другие две (Неаполис и Иерусалим) предоставил матери.
Это разделение, конечно, только еще усилило разлад, потому что для обеих половин государства была большой тягостью эта произвольно поставленная между ними граница» (Бернгард Куглер, «История крестовых походов», 1880).
Как некоторые современники, так и историки в более поздние времена критиковали королеву за нежелание уступить престол сыну Бодуэну.
В оправдание такого поведения королевы Мелисенды следует сказать о том, что королева в то время была признанным лидером и правителем страны, у нее была значительная поддержка подданных, духовенства, рыцарей и высокопоставленных сановников.
Бодуэн же не был популярным правителем в Иерусалиме и не обладал подобной поддержкой рыцарей и простолюдинов.
И еще одно – жажда власти.
Она была одинаково сильной в то время в Иерусалиме как у королевы Мелисенды, так и у ее старшего сына Бодуэна…
Решение о разделе территории Иерусалимского королевства крестоносцев между королевой Мелисендой и ее сыном королем Бодуэном III не принесло мира на истерзанную землю крестоносцев и лишь спровоцировало войну между армиями Мелисенды и Бодуэна.
Уже через несколько недель после подписания соглашения о разделе территории королевства Бодуэн вторгся на земли, принадлежавшие его матери, и захватил Неаполис и Иерусалим. Мелисенде со своей свитой и младшим сыном Амори удалось скрыться в хорошо защищенной Башне Давида в Иерусалиме.
Начались новые переговоры между Мелисендой и ее сыном Бодуэном при посредничестве церковных деятелей.
Бодуэн согласился на компромисс: сохранение звания регент для матери в Иерусалиме и пожизненное правление Мелисенды в Неаполисе.
Он также пообещал в дальнейшем не оспаривать это соглашение. Формально Мелисенда проиграла гражданскую войну, но она сохранила свое влияние в королевстве и не была заключена в монастырь.
Начиная с 1153 года, роль и влияние Мелисенды при иерусалимском королевском дворе начинает ослабевать. Она правит в Неаполисе и становится регентом при своем сыне, правящем короле Бодуэне III.
Вот времена дальних военных походов короля Бодуэна его мать занималась дипломатией и повседневными делами королевства, заключив ряд выгодных соглашений с правителями Сирии и города-государства Пиза.
В 1161 году состояние королевы Мелисенды резко ухудшилось, она перенесла инсульт.
Сестры Мелисенды – графиня Триполи Годиэрна и игуменья монастыря Святого Лазаря в Вифании Иоветта – до последнего дня ухаживали за Мелисендой.
Королева умерла 11 сентября 1161 года и, согласно её завещанию, была похоронена в крипте церкви Погребения Девы Марии в Гефсимании, у подножия Масличной горы.
Своё имущество Мелисенда, как и когда-то ее мать Морфия, завещала православному монастырю.