Из цикла статей о Канаде.
Предыстория: поход за Атлантику
С открытием Нового Света европейские евреи, страдавшие от многовековых гонений, начали присматривать себе новый дом. Решались порой на трудное плаванье через Атлантику. Некоторые сопровождали экспедицию Колумба в 1492 году.
Самый известный из них Луис де Торрес (рожденный под именем Йосеф Бен Ха-Леви Хаиври) – первый еврей, ступивший на землю Нового Света. Колумб отправил де Торреса на берег во главе «дипломатической миссии» или, правильнее сказать, переговорной команды с местным населением.
Миссия увенчалась успехом. Существует ничем не подтвержденная легенда, будто на индейском пиру в честь гостей де Торрес увидел индейку и принес на корабль, назвав «туки» (попугай на иврите). Якобы он подарил Европе эту птицу.
Была также легенда, что, покурив с индейцами, де Торрес потом стал торговать табаком…
На самом деле де Торрес погиб в 1493 году на острове Гаити, когда группа сорвиголов, матросов из его команды, решила похитить местных женщин. Индейцы убили похитителей, а затем напали на поселение европейцев Ла-Навидад и вырезали поголовно – всего 39 человек.
Известно, что испанская корона высоко ценила вклад де Торреса, и за это его вдова получила деньги в награду из государственной казны. На Багамах до сих пор существуют две синагоги в память о Луисе де Торресе.
После испанской экспедиции евреи неизменно отправлялись в колонии других морских держав. Вторую экспедицию – в Бразилию, в 1501 году, то есть на следующий год после ее открытия, по приказу португальского короля Мануэля I организовал знатный купец Фернан де Лоронья.
Он был крещеным евреем. У историков нет точного ответа, возглавлял ли де Лоронья сам экспедицию или только финансировал.
Одно известно наверняка: в той экспедиции был знаменитый исследователь Америго Веспуччи, в честь которого появилось название «Америка». Фернан де Лоронья многое сделал для изучения и освоения Бразилии. Он организовал мануфактуры, наладил торговлю с местными жителями.
Король Мануэль I пожаловал де Лоронье титул капитана Бразилии – титул землевладельца, который передавался по наследству. Само название Бразилия (TerradoBrasil), которое писал на своих картах де Лоронья, стало затем официальным.
В 1531 году в Бразилии появилось первое еврейское поселение. По той же схеме – купцами – происходило в 1600-х годах переселение евреев на новые земли британской короны. К началу Войны за независимость в 1776 году в Америке проживало около 2000 евреев.
В основном это были сефарды испанского и португальского происхождения. Несмотря на относительную малочисленность, евреи сыграли важную роль в становлении независимой Америки. Хаим Соломон был одним из основных финансистов борьбы за независимость. Мордехай Шефтол — полковником колониальных войск. Помня о вкладе еврейской общины, президент Джордж Вашингтон в 1790 году обратился к сефардам Нью-Порта и Род-Айленда с такими словами: «Пусть дети Авраамовы, поселившиеся на нашей земле, приумножат свои заслуги и смогут насладиться доброжелательностью остальных жителей. Все должны жить спокойно под своей виноградной лозой и смоковницей, и не должно быть никого, кто заставит людей бояться».
* * *
Все вышеперечисленные люди достойны отдельной статьи, но сейчас другая тема.
Упоминание их в контексте дальнейшего повествования необходимо, чтобы обрисовать проблему.
Я не просто так перечислил основные морские державы и некоторые их колонии, куда переселялись европейские евреи: Испания, Португалия, Англия. Чего-то вэтом списке не хватает – Франции…
Посторонним вход запрещен
Новая Франция – огромная территория под синим флагом с лилиями. Колония, куда входили не только города Квебек и Монреаль, но и многие другие земли.
Вот их список в Канаде (современные названия): провинции Онтарио, Квебек, Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Остров Принца Эдварда, Ньюфаундленд. Территории в США: Луизиана, Миссисипи, Арканзас, Северная и Южная Дакота, Айова, Канзас, Миссури, Монтана, Небраска, Оклахома и город Детройт.
На пике своего расцвета к 1712 году территория Новой Франции простиралась на 9.5 миллионов квадратных километров. Для сравнения, это немногим меньше всей современной территории США (9.85 млн. кв. км.).
Это значительно больше Франции в ее нынешних границах – 0,552 млн. кв. км.
Богатые и плодородные земли с очень низкой плотностью коренного населения при общественном и технологическом развитии периода неолита.
Новая Франция была жемчужиной короны. К 18-му веку, о котором далее пойдет речь, внутренней угрозы французским владениям в Новом Свете не существовало, но внешняя, особенно со стороны Британии, была весьма острой.
Франция проигрывала британцам свою главную битву – битву за демографию. Несмотря на все старания канадских француженок (статистика тех лет показывает, что на каждую женщину в среднем приходилось по восемь детей) и несмотря на то, что французские мужчины брали в жены индейских женщин (так получились метисы), англичане заселяли южные территории гораздо быстрее.
Первая перепись населения в Новой Франции в 1666 году выявила серьезный дисбаланс между количеством мужчин и женщин: 2034 мужчин против 1181 женщины.
Нехватка женщин заставила канадских французов искать пару среди местного населения. К 1730 году население увеличилось до 42 тысяч человек. Но количество англичан в их владениях южнее исчислялось уже сотнями тысяч.
Еще в 1627 году кардинал Ришелье (да-да, тот самый интриган из «Трех мушкетеров») озаботился будущим Новой Франции. Он подталкивал иммиграцию, обещая переселенцам земельные наделы в Канаде.
Он же запретил иноверцам находиться в Новой Франции. Эта акция была направлена против протестантов, которые теперь были вынуждены либо принять католицизм, либо покинуть пределы колонии. И также этот запрет коснулся евреев (других «иноверцев», стремящихся в Новый Свет, тогда не существовало). Усилия Ришелье не принесли значительного результата. В колонии по-прежнему была острая нехватка женщин.
Король Людовик XIV предпринял отчаянный шаг, вошедший в историю под названием «Дочери Короля».
Он предложил молодым женщинам от 12 до 30 лет отправиться в Канаду. Всего в период с 1663 по 1673 год отправилось около 850, в основном это были парижанки.
На месте девушкам предоставляли жилье. К ним знакомиться приходили французские мужчины. Насилие категорически запрещалось. Пары создавались исключительно по обоюдному согласию. Чиновники, выступавшие в роли свах, старались выдать девушек более высокого социального статуса за местных офицеров и других знатных, обеспеченных мужчин.
Фермеры получали по остаточному принципу. За 10 лет население Новой Франции выросло с 3200 до 6700 человек. Но и свадебные трансатлантические вояжи не решили демографическую проблему.
Французы споткнулись о возведенный ими религиозный барьер «свой-чужой».
Менее щепетильная в вопросах национальности и вероисповедания Новая Англия брала не рождаемостью.
Она сумела привлечь переселенцев демократичностью порядков и финансовой выгодой. Франция проигрывала, но продолжала ревностно охранять свои владения от «иноверцев».
Религиозный барьер не нарушался (по крайней мере нет иной информации) вплоть до 1738 года.
Первая еврейка на канадской земле
Звали ее Эстер Брандо (Esther Brandeau).
Молодая девушка, рожденная на юге Франции примерно в 1718 году.
Дочь купца Давида Брандо из Сент-Эспри, сефардского еврея, потомка изгнанных инквизицией из Испании. Будучи девицей на выданье, возможно, Эстер так и осталась бы никому не известной, не случись с ней трагедии.
В 1733 году Эстер отправилась к тетке в гости и пережила кораблекрушение у побережья Нидерландов. Ее спас кто-то из членов команды.
Девушка на несколько месяцев нашла приют у местной женщины (не еврейки), Катрины Тюрио.
Затем жила сама, путешествовала из города в город и перебивалась случайными заработками. Эстер носила мужскую одежду и представлялась мужскими именами.
Тогда начиналась эпоха Просвещения с ее свободомыслием. Возможно, тяготы, выпавшие на долю пятнадцатилетней Эстер, закалили ее характер. Она отказалась вернуться в дом отца.
По мнению историков, по возвращении из путешествия семья планировала выдать ее замуж за немолодого обеспеченного вдовца.
Эстер противилась судьбе, не хотела для себя традиционной женской роли у семейного очага.
Храбрая и свободолюбивая авантюристка, она хотела «стать мужчиной» – по ее признанию, желала свободы, как у мужчин.
С момента кораблекрушения, в одежде и поведении она обрела мужской облик. По тем временам поступок порицаемый, если не наказуемый.
В 1738 она под именем христианского молодого человека Жака ла-Фарго устроилась матросом на бригантину «Сент-Мишель», которая отправлялась из французского Бордо в Квебек.
В плавании девушку разоблачили.
Таким образом, в Квебек прибыл не матрос Жак, а еврейская девица Эстер.
Судебное разбирательство
На берегу девицу по приказу местных властей поместили под домашний арест в местном госпитале. Этот госпиталь существует до сих пор как заведение по уходу за пожилыми людьми.
Подобное обращение с девушкой было более чем гуманным, учитывая нравы той эпохи, и если сравнивать с другими странами того времени.
К Эстер не применяли физического воздействия, тюремного или монастырского заточения. Нет сведений, чтобы её ограничивали в еде. Дознание началось 15 сентября 1738 года.
Вёл его комиссар морской пехоты и советник правительства Жан-Виктор Варен.
Именно из его отчетов во многом стала известна история Эстер Брандо.
Несмотря на благосклонное к ней отношение, Эстер оставалась проблемой для местных властей, памятуя закон о запрещении иноверцам находиться на территории Новой Франции.
Плюс, что крайне раздражало власти, это желание девушки носить мужскую одежду.
Французы строили общество с четким разделением мужских и женских ролей. И не только французы тогда держались вековых устоев. Женщины, как известно, стали носить мужскую одежду только в XX веке.
Власти хотели решить проблему миром.
Эстер предложили перейти в католицизм и, как все юные барышни, выйти замуж.
Насколько можно понять из сохранившихся записей, конкретного мужа ей не навязывали. Как и «королевские дочери», она имела право выбора.
Однако религией Эстер себя не хотела обременять – ни христианской, ни иудейской, по всей видимости.
Еще живя у Катрины Тюрио, она привыкла к некошерной еде (запрещенной иудеям к употреблению).
Вероятно, и еврейские обряды тоже не соблюдала.
От замужества она категорически отказалась. В глазах властей ее поведение было вопиющим и могло стать дурным прецедентом.
Видя, что уладить вопрос не получается, но не желая применять насилие, власти Новой Франции отправили запрос в Париж: как поступить с непокорной девицей?
Дело рассматривали на королевском совете министров наравне с другими государственными вопросами.
Король Людовик XV постановил депортировать Эстер на родину и оплатить ей из государственной казны проезд.
Это второй задокументированный случай депортации (не считая не католиков, которым пришлось покинуть колонию после принятия закона Ришелье).
В 1675 году из Квебека изгнали одну из «дочерей короля» по имени Катрин Гишлен, которая занималась проституцией, рожала от разных мужчин и «вела скандальный образ жизни».
Осенью 1739 года из порта Квебек отчалил корабль «Граф де Матиньон» с интендантом (министром юстиции и внутренних дел) Новой Франции Жилем Хоккаром на борту. Эстер Брандо стала невольной гостьей на том корабле.
Из письма короля Людовика XV адмиралу Франции, январь 1740 года: «…Хоккар во исполнение моего указа вернул так называемую Эстер Брандо во Францию…»
О дальнейшей судьбе Эстер ничего не известно.
Однако ее история вдохновила писателей и сценаристов на создание произведений о ее жизни.
Внешность Эстер
Нет никаких сведений, как выглядела Эстер.
Картины, рисунки с ее изображением появились значительно позже и полностью являются плодом вымысла авторов.
Мы вступаем в область догадок, но попытаемся из известной нам информации сделать логические допущения.
Первое: как долго сможет молодая девушка, переодетая в мужскую одежду, выдавать себя за мужчину?
Мы знаем, что Эстер сумела убедить капитана взять ее на борт матросом, и какое-то время члены команды, тесно с нею общавшиеся, не могли распознать в ней девушку.
Не открою большой секрет, сказав, что в среднем женщины меньше по комплекции и слабее физически.
Немаловажный вопрос: как быть с растительностью на лице?
Усатые и бородатые девушки — явление редкое.
Но допустим, матросы приняли Эстер за безусого юнгу.
А как спрятать голос?
У мальчишек-подростков голос «ломается» под воздействием мужских гормонов.
Посмотрите фильмы с переодеваниями – всегда эта история подана в виде комедии, потому что только слепой не увидит настоящий пол участников такой сцены.
Тут следует оговориться.
Были прецеденты в российской армии и в армиях европейских стран, когда переодетые женщины выдавали себя за мужчин и служили в кавалерии.
Например, Надежда Дурова.
Однако, одно дело выдавать себя за молодого кадета, дворянина (Дурова в 23 года выдавала себя за юношу, что могло объяснить отсутствие растительности на лице), а другое – влиться в коллектив грубых матросов, добывающих пропитание тяжелым физическим трудом.
Плюс, не лишне будет взглянуть на портрет Дуровой.
Из вышесказанного можно сделать вывод: если команда корабля достаточно долго (хотя бы несколько дней) видела в Эстер мужчину… значит, её внешности были присущи мужские черты.
И голос ее звучал, как мужской.
Из современных медицинских исследований известно, что голос у девушки может быть низким и грубым при недостаточной выработке женских половых гормонов.
Низкий уровень эстрогена может отразиться как на внешности, так и на характере девушки. Еще немаловажный факт: девушки обычно берегут себя.
Решительность, склонность к риску и авантюрам с неясными последствиями – чисто мужское поведение.
У Эстер, возможно, были гормональные нарушения.
Опять-таки, в мужское платье она оделась не ради того, чтобы ввести в заблуждение капитана судна.
К моменту отплытия она уже пять лет носила исключительно мужскую одежду.
Тут к картине добавляется яростное противодействие замужеству.
Далее. Не настаиваю на своей версии, но считаю следующее предположение наиболее обоснованным.
Эстер Брандо вряд ли была по-женски привлекательной.
Она обладала мужеподобной внешностью, низким голосом и мужскими манерами.
Она не боялась изнасилования…
Молодой особе двадцать лет – наиболее привлекательный для противоположного пола возраст.
Не каждая девушка отправится в долгий путь с несколькими десятками мужчин, лишенных женской близости.
На допросе старший офицер Жан-Виктор Варен не смог ее уговорить выйти за кого-нибудь замуж.
Эстер обязана была понимать, что её могут заключить под стражу или изгнать из города.
В окрестных лесах водилось некоторое количество охотников, не знакомых с рыцарским поведением по отношению к даме. Обычная молодая девушка испугалась бы: как она добудет пропитание, как сохранит свою честь в дикой стране?
Что придавало Эстер храбрости, откуда такая стойкость?
Мы знаем, что это не религиозное самопожертвование.
Теперь поставим себя на место офицера, ведшего допрос. Девушка отказывается от предложения выйти замуж.
Почему?
Это же мечта любой девицы из 18-го века.
Будь перед Вареном юная прелестница, он нашёл бы способ ее уговорить. На красотку всегда найдутся желающие. Дадут ей приданое, дадут право выбора: вот тебе молодой и благородный капитан или сын богатого судовладельца…
Не хочешь этих – вон овдовевший полковник.
В стране нехватка женщин – поднимай цену! Но нет…
Ещё раз: красотку так или иначе уломают. И каждая красотка понимает, что бесконечно долго морочить голову ей не позволят. Её просто могут выгнать за городские ворота в мир, где жесткие нравы. И пойдет ее красота по рукам…
С Эстер все иначе.
Модель её поведения мужская – неуступчивая.
Смею предположить, что офицер не сильно настаивал на её замужестве.
Если бы постарался – уговорил.
Понятно, что на безрыбье и рак рыба, но трудно поверить, что при желании девушку не смогли какими-то посулами склонить.
Глядя на Эстер, Варен видел не столько выгодную для кого-то партию, сколько проблему.
Если первые протоколы допроса имели оптимистический тон, то скоро оптимизм сменился усталостью – эта манера изложения отражена в отчётах.
Собственно говоря…
Независимо от того, как выглядела Эстер и какие желания ею двигали, она совершила храбрый и экстраординарный поступок.
Её имя вошло в историю как первого представителя еврейской общины, чья нога ступила на землю Канады.