из книги
«МЕЖДУ ПРОШЛЫМ»
* * *
Я родился в короткие дни
и в недобрые долгие ночи.
Куцых ёлок хворали огни
в окнах булочных, винных, молочных...
Как подранки крича, поезда
уползали в нейтральные воды,
и плыла ледяная звезда
над заснеженным чёрным заводом.
И дремали ослы и волы
под сугробами в Ленинском парке,
и в прихожей толпились волхвы,
оставляя следы и подарки.
Где они?..
Расступились моря
и сомкнулись. И окна погасли.
И звезда потерялась моя
шестернёй в отработанном масле.
* * *
Короткий день в окне смеркается,
реснички веток всё темней...
Как хорошо зимой читается
на подоконнике теней
рябин и яблонь палисадника!
Межпраздничные эти дни,
как будто медленные всадники
в запурженной степи, одни,
меж горизонтов заплутавшие,
бредут гуськом, на целый год
на сбор всеобщий опоздавшие.
Их там уже никто не ждёт!
И рыхлый след по снегу тянется,
и отовсюду ночь и тьма...
Как хорошо зимой читается!
А в детстве долгая зима...
* * *
Следы от шин. В ворота видно море.
Шлепки прибоя, бурунов мазки.
И виноград на каменном заборе
повесился и высох от тоски.
Прибрежный кряж отсвечивает мелом.
Гусей на юг двоящаяся нить.
Уехал старший... Что тут будешь делать?
Закрыть ворота. Младшего будить.
* * *
Вчерашняя рыба,
недельный рубец...
«Всё вкусно, спасибо!» –
таков был отец.
И мать непременно
говаривала:
«Не голод же, Гена!
Не мор, не война...»
А я с выраженьем,
а я свысока
молчал и с презреньем
крутил у виска.
Но тикало время...
И как благодать –
отцовское бремя
за всех доедать
до блеска тарелки,
за всех за столом –
за старых и мелких,
чтоб мир и шалом.
* * *
Речная драга дно ковшом скребёт,
ворочается день и ночь в предсердии
как будто нож... Вот это есть – бессмертие,
не хочешь жить уже – а не берёт.
Светает... Ива у мостков. Мысок.
Идут слова – истёртый в пыль песок,
и каждое бессмертье только множит
и нежно проворачивает ножик.
* * *
Всё боль и горечь, всё упадок…
Сгнила скамейка, высох клён,
во в палом баке лишь осадок,
ржавь – золотых ещё времён.
Откуда эта память детства?.. –
Она из Книги Перемен:
все умирают королевства
и переходят в прах и тлен.
Как принц непризнанный, у трона
стою разбитого… Трава,
трубы чугунная корона
средь королевского двора.
Принцессы за морем в полоне,
мать-королева без ума,
король у станции на склоне.
А у меня одна сума…
И солнце прячется в распадок
пугливой кошкой меж руин,
и остаётся лишь осадок,
один осадок, он один…
* * *
В рождественскую ночь в регистре
журчит вода,
и против окон в небе чистом
стоит звезда.
На свежеструганом паркете
и, под корму
поджавши ноги так, как дети, –
гляжу во тьму...
В пустой квартире пахнет мелом
и нет вещей,
яслей, волов, ослицы белой...
Нет вообще.
Но этот миг в полтинник трудный
не зря ведь дан?
И где-то там, в утробе трубной,
мой Иордан...
* * *
Жить можно только на рассвете,
когда размыто то и то...
Так новорожденные дети
глазёнки пялят: что там? Что?..
И пелены слои колышет,
и возле вроде кто-то дышит,
и веет сыростью слегка –
наверно, рядом есть река.
Она полна водою сильной
и невозвратною... И, нем,
ты здесь пока ещё не сирый,
неразделимый с этим всем.
* * *
Отправленный точной подачей
из точки на дальнем лугу,
так медленно падает мячик,
красивую сделав дугу!..
И в море в цветастых одеждах,
следя, как тускнеет вдали,
его проводить, как надежду,
по грудь и по пояс вошли
четыре индуски и мальчик.
Их пёс подвывает и плачет,
хоть повода вроде на то...
И тонет малиновый мячик,
и ночь распахнула пальто.
* * *
Когда затихло всё и не осталось в доме
мерцанья голосов, дрожания теней –
я понял вдруг, что ничего нет, кроме
ладонного тепла и холодка ступней.
Сказали все и всё – и правду, и не очень...
Ладони на губах теплей и солоней
морской воды. Ползёт всё выше холод ночи...
Ты с каждым мигом ближе, всё бли...
А он – сильней.
* * *
Смотреть в костёр у берега воды
неиссякающей. Давать огню еды –
черновики, исписанные криво.
И слушать птиц ночных и листья ивы.
Не нужно сборов, спешек и дорог.
Костёр горит, течёт вода у ног.
Журчит вода, летят и гаснут искры...
И птица с птицей, и с листами листья...
* * *
И первые листья уже полетели,
и день за окошком смурной,
и в сладкой дремоте нагретой постели
мир кажется шуткой дурной.
Застрелен будильником, полон отвагой,
спешишь к электричке своей
и дышишь в газету, набухшую влагой,
и ждёшь от неё новостей...
Но главная новость тобою забыта:
что первые листья летят,
и плачет, и плачет твоя Маргарита
которую осень подряд...
* * *
Чуть раньше, чем откинутся коньки,
дай мне дойти до мудрости покоя.
Мне незнакомо, что это такое:
жить не спеша у медленной реки,
сидеть, седеть и ждать... собою быть,
смотреть (не как сейчас, а чтобы – видеть),
не гнать, не торопить, не ненавидеть,
наоборот – забыть... простить... любить...
* * *
Время безветренных дней и сухих вечеров,
и отбиранья малины у злых комаров,
и переправы на старой резинке вдвоём
в сумерках через черничной воды водоём.
Время сухих вечеров и безветренных дней…
Мельче малина и лета теперь холодней,
пена и тина – неладное что-то с рекой…
Да и не тянет чего-то на берег другой.
ОСЕНЬ
Буксир последний на реке,
пустынный остров вдалеке…
Я налегке на сквозняке –
как будто с голой кожей…
И в левой ничего руке,
и в правой ничего руке,
да и в карманах тоже.
И машет с неба на чело
бессильно дождь-кропило…
И в правой нету ничего,
и в левой нету ничего,
и только память: было…
На взгорке голубеет суд
как справедливости сосуд,
но весь в окошках, дырчат.
Там, снявши кожу, смотрят в суть,
весами с чашами трясут.
…Но там меня напрасно ждут –
за мной идёт буксирчик!
* * *
Несъеденная рыба смрадом полнит
окрестность шейка с заднего двора.
Картину Верещагина напомнив,
из черепов кокосовых гора
зияет пустотою одноглазой...
Но если в шейк с фасада – ветерок,
песок и море, лунный перстень, стразы
и свечки романтичный огонёк.
Макрель чудесна, к рису нет вопросов,
и повар бог – такой тирамису!
И нам, как Саломее, на подносе
несут кокос, соломинка в глазу.