ИЗ КНИГИ «ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА»

МАРИЯ ЮДИНА (1899 –1970)

 

Мария Юдина родилась в небольшом городке Невель, который нынче находится в Псковской области, в еврейской семье.

Её дедушка – Юдин Гавриил Абрамович (около 1830–1905) – был главой многочисленного семейства с восемью детьми.

По нормам того времени – обычное явление.

Отец Марии, Вениамин Гаврилович Юдин (1864–1943), работал земским врачом и являлся старейшим доктором города Невель.

Даже был персональным пенсионером.

Умер в эвакуации в городе Молотов (Пермь).

Список музыкальных учителей Юдиной очень длинен, поэтому широк её диапазон деятельности.

С 1911 по 1913 годы она училась у пианистки Фриды Давыдовны Тейтельбаум-Левинсон, в свою очередь ученицы А.Г. Рубинштейна, и С.А. Малоземовой, лауреата премии им. Рубинштейна.

После ранней смерти Софьи Александровны Малоземовой была утверждена премия её имени для лучшей пианистки.

В тринадцать лет Юдина поступила в Петербургскую консерваторию, где её обучал цвет русской музыки и педагогики: А.Н. Есипова, Вл.Н. Дроздов и Л.В. Николаев по классу рояля.

По композиции и дирижёрскому искусству её учителями были В.П. Калафати, М.О. Штейнберг (зять Римского-Корсакова), композитор Н.Н. Черепнин и Э.А. Купер.

Также учителями Марии Юдиной были, согласно другому списку, такие известные педагоги, как Ф.М. Блуменфельд и О.К. Калантарова.

 

Юдина окончила Петроградскую консерваторию по классу Л.Николаева, по музыкально-теоретическим предметам училась у композитора Н.Н. Черепнина, М.О. Штейнберга и Иосифа Ивановича (Язеп Витол) Витола.

Параллельно Мария Юдина занималась на историко-филологическом факультете Петроградского ун-та (1921/1922).

Она имела блестящую карьеру исполнительницы и педагога.

С 1921 года Юдина солировала с концертами за границей.

Диапазон исполнения громаден: от Баха и до Хиндемита, Кшенека, Бартока, Альбана Берга, Веберна, Прокофьева и Шостаковича.

Сотрудничала с квартетами им. Бетховена и Глазунова, аккомпанировала певицам Ксениии Дорлиак, Марие Бриан (Шмаргонер), Валентине Павловской (Орловой) и другими.

В годы войны играла в составе фронтовых бригад и в осаждённом Ленинграде.

Как педагог, а с 1923 года в профессорском звании, она преподавала в Петроградской консерватории (с 1921 по 1930 годы), Тбилисской (1932 по 1934 годы), Московской консерватории (1936 по1951 годы), Институте им. Гнесиных (1944 по 1960 годы).

В годы борьбы с космополитизмом великую пианистку изгнали из состава профессуры.

Исполнительное мастерство пианистки имело много приверженцев, а в их числе и «самого главного человека» в СССР – Сталина. Он любил слушать пластинки с записью игры Юдиной.

Она дружила с племянницей Валентины Серовой, художницей Н.Я. Симонович.

В письме к своему сыну Симонович писала:

«У нас играла вчера Мария Вениаминовна Юдина.

Играла Баха.

Она выучила 48 вещей.

Играла два часа подряд, но, чтобы всё сыграть, надо было восемь часов.

Играла прекрасно, конечно.

Каждый раз иначе играет.

Рояль звучит то мягко и отдалённо, как клавесин, то орёт, как орган, то она скачет верхом и стегает яростно кругом, свистит».

Это одно из самых ярких восприятий игры Юдиной!

Мария Вениаминовна крестилась – это было одно из немногих «идейных» крещений.

Это произошло 2 мая 1919 года в петроградском храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Она стала фанатичной православной.

Рассказывают, что она приняла схиму и... спала в гробу?!

Как она относилась к своему еврейству?

Мемуары умалчивают, но кое-что можно найти в её записях.

Вот запись о знаменитом дирижере Караяне, любимом дирижере Гитлера:

«Оркестр Караяна, конечно, великолепен, но сам он для меня чужд и малопривлекателен...

Его “фон” Караян у него от Гитлера... а человек от художника неотделим...

И кому сейчас требуются?! – Брукнер, [Рихард] Штраус и из Вагнера – то, что он привозил – не “Тристана” и “Парсифаля”».

В этой же прекрасной книге можно найти и её претензию к скульптору Сарре Лебедевой о том, что памятник Пастернаку, установленный на кладбище в Переделкино, имеет два недостатка: первый – нет изображения креста, и второй – у Бориса Леонидовича подчеркнуты монголоидные черты.

Я этот памятник видел и могу утверждать, что в 60-е годы установить крест было невозможно.

По поводу монголоидных черт, надо сказать, что они имеются у многих евреев Восточной Европы, и у автора этих строк также.

Но более всего поражает отношение Юдиной к композитору Шёнбергу.

Признавая его величие, она не могла «мириться с демонстративным выходом Шёнберга из лона христианской церкви».

Странное отношение. Какое имеет значение: ушёл ли композитор из Западной церкви или не ушёл?

Тем более, что возвращение к религии отцов прошло в Париже, после бегства Шёнберга от нацистов...

Интеллектуальный уровень Юдиной был потрясающ.

Её библиотека была переполнена как музыкальными книгами, нотами, редкими записями старинных произведений, так и книгами по философии, физике.

Мария Вениаминовна объясняла это желанием лучше понять проблемы космогонии и космологии.

Также ее интересовали проблемы зарождения жизни.

Юдина с восторгом рассказывала об опытах итальянского ученого XVIII века Лазаро Спалланцани (1729 –1799).

Он прославился своими работами по исследованию кровообращения, пищеварения, дыхания, изучения инфузорий и тайн оплодотворения – им впервые было доказано, что оплодотворяющей силой в семени обладают только семенные нити – истинный человек Возрождения!

Она изучала работы Эйнштейна по теории относительности, штудировала «Эволюцию физики» Эйнштейна и Инфельда.

Современник её писал: «Физика, как и высшая математика, увлекала её – это она подчеркивала сама, чтобы лучше разобраться в современных представлениях о пространстве и времени».

Юдина понимала и любила живопись.

У неё хранились прекрасные репродукции Шагала, Пикассо, Кандинского, Клее и многих других.

Её другом был художник Дмитрий Исидорович Митрохин (1888–1973).

Её двоюродный брат, художник Лев Александрович Юдин (1903–1941), был лучшим учеником Малевича – он погиб в народном ополчении.

В поэзии она боготворила Николая Заболоцкого – на мой взгляд, высшее проявление интеллекта.

Просила Николая Алексеевича перевести баллады Шиллера. Была в дружбе с отцом Павлом Флоренским, обэриутами, Пастернаком, Ахматовой, Маршаком и им несть числа.

Мария Вениаминовна – самое положительное чудо не самого хорошего ХХ века...

В личном общении она любила совместную трапезу, сближающую людей, – для неё это принимало ритуальные формы.

Для меня её память священна, несмотря ни на что.

 

 

 

ИЗ ВИКИПЕДИИ

 

Мария Юдина посещала храм святителя Николая в Кузнецах. Её духовным наставником был протоиерей Всеволод Шпиллер.

Пианистка прожила всю жизнь в бедности и лишениях: ходила много лет в одном платье, часто недоедала.

Она была убеждена, что художник должен быть беден.

Всегда помогала страждущим, вызволяла из ссылок репрессированных друзей.

Последний концерт пианистки состоялся в 1969 году.

Похоронена в Москве на Введенском кладбище.

Поделиться

© Copyright 2024, Litsvet Inc.  |  Журнал "Новый Свет".  |  litsvetcanada@gmail.com