«ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ…»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

И время всякой вещи под небом (Экклезиаст)

                                                                                                                                       

Часть 3. Время ЗАБЫВАТЬ

 

И три свидетельствуют на земле:   

дух, вода и кровь, и сии три об одном (1 Ин 5:8)

 

Глава 1.

 

Мудрость мира сего есть безумие перед Богом (1 Кор 3:19)

 

Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь (Экклезиаст 1:18)

 

Цивилизованное варварство

 

«Я скажу так: благодетельная наука медицина из соединения самых разнородных веществ создает спасительное лекарство; ну, а люди восстают друг на друга, подавляя в себе прекрасные дары одной во всех природы и под гнетом безнравственности или честолюбия забывают о своем человеческом достоинстве».

От этой мудрости, высказанной греком Никитой, уроженцем города Хоны, от постижения вечных истин, оставив позади краткий обзор пяти тысячелетий развития человеческого сознания, попытаемся проследить, какие изменения внесло последнее тысячелетие, короткий, по сравнению с предыдущим, период времени, в   три категории познания – религию, науку, философию.

Религия не только порождает созданные человеческим воображением фантастические образы Непознаваемого, но устанавливает каноны нравственности, определяет правила бытия в виде законов и заповедей, со времен Моисея,  о том, что дозволено и не дозволено, вселяя в души страх Божий – начало мудрости.

Наука, плод познания, родилась в вечном стремлении человека, созданного Богом, в знании, а не в пространстве проникнуть в тайны окружающего мира, мира природы.

«Ничтожна та наука, которая захотела бы скрыть от нас всю громаду, глубину, святость нескончаемого незнания, куда мы никогда не можем проникнуть и на поверхности которого все наши знания плавают, подобно легкому налету» (Т.Карлейль).

Так неизбежно случилось, что в процессе познания мысль  пришла к возможности извлечения из открытий науки реальной пользы для человека в его повседневной жизни. 

Это показалось заманчивым. И понеслось. Наука родила технику.

«Железо, стекло, кирпич служат разумным целям – человеческой пользе и удобству».

Польза и удобство. Почему – нет?  Из великих прозрений античных ученых, что «Все сущее есть число» и «Числа управляют миром», нельзя было извлечь никакой реальной пользы.

Произошёл поворот разума, который «наложил своеобразную печать на умственный строй человека», на его нравственную основу. «В поэзию, в религию, в любовь, в отношение к смерти и к жизни проникает особенное трезвое настроение лабораторий, научных кабинетов и медицинских клиник» (Дм.Мережковский).

Наука стала обслуживать жизненный комфорт и, конечно, войны, войны, войны. Великие открытия Нильса Бора и Эйнштейна породили возможность уничтожения человечества.

Материя – «густое облако, сквозь которое пробивается истина», – нависла над разумом тяжелыми свинцовыми тучами.

«Наука оказывает на нас варваризующее действие. Знанием добывают теперь кусок хлеба».

«Цивилизованным варварством» назвал свое время Дмитрий Мережковский в статье «Мистическое движение нашего времени».

 

По ту сторону добра и зла

Бог еще присутствовал в уголке сознания, это было нечто отдаленное от жизненных реалий, к Нему можно было порой, когда прижмет, обратиться с просьбой, молитвой, утратив понимание того, что «к Богу невозможно приблизиться иначе, чем как через действия, Им заповеданные» (Иегуда Галеви).

Вместо законов и заповедей, Им заповеданных, люди изобрели свои собственные законы, их можно было соблюдать и не соблюдать, их можно было обойти и даже нарушить, получив за это земное наказание, а то и избежав его вовсе… Ложь, порождение зла, свободно распространялась по пространству Земли, все больше научаясь говорить теми же словами и интонациями, что и правда.

Увеличение знаний, рост комфорта жизни все более возвеличивали человека в его собственных глазах.

«Вкусив от плодов познания, люди сами стали как боги».

Идею возвеличения человека подхватила философия. Родился в сознании богочеловек, сверхчеловек Ницше – прекрасное, сильное, цельное существо, появившееся в результате отбора и уничтожения «слабых и вырождающихся». Ибо жизнь есть борьба, когда сильный уничтожает слабого, и все в этом мире поедает друг друга, чтобы жить – bellum omnium contra omnes.

 Жизнь физическую, земную философы объявили единственной ценностью.

«Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек». «Он – это молния. Он – это безумие!» (Ф.Ницше).

Нет будущей жизни, нет никакого Царства Небесного. Вслед за Шопенгауэром, объявившим, что «миром управляет слепая сила», Ницше воспринимал вселенную как «слепой механизм, непрерывно и бесцельно вертящееся колесо».

Какая чёрная бездна разверзлась перед ним!

Это было «по ту сторону добра и зла».  Это был «пафос свободной личности» (Н.Бердяев).

«Дух жизни от них отлетел» (Мережковский).

 

Глава 2. Вход не для всех

Надо быть самому немного в этом роде.

                                                  (Александр Блок)

Приближение

«Дух дышит где хочет, а голос Его слышен, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин 3:8).

Прорываясь сквозь сгустившиеся свинцовые тучи материи, нависшие над миром, Дух живительным лучом освещал в разные времена разные части земного пространства. Дух жил в искусствах, культуре. Cultus – культ, почитание богов. Воображение, которое, по Эйнштейну, «сильнее знания», позволяло людям, наделённым особым даром, слышать «пение светил», улавливать из первозданного эфира рассеянные в нем частицы «Слова Божьего», создавать проникнутые Духом творения, Мадонны Рафаэля, статуи Микельанджело, мудрствования Толстого, Достоевского…

«Ни наука, ни религия не могут спасти вас, обратитесь к искусству, могучей силе будущего».

Может даже показаться, что в иные непредсказуемые времена происходят вспышки, приближения мысли человеческой к Тому, кого назвал Рамбам Активным Интеллектом. Так было во времена Платона. И ярким свидетельством такого проникновения является блестящий российский Серебряный век.

 

Зарисовать музыку

«И тогда захотелось уйти в свежую зеленую чащу, где не было этих животных с парой скучных человеческих ног… И мне переставало хотеть быть человеком, если у этого человека пара скучных человеческих ног» (Велимир Хлебников).

Символизм, кубизм родились на Западе и, проникнув в Россию, дали яркие всходы. Всплыло в сознании древнее: «Геометрия есть познание всего сущего», и в расширившемся пространстве явственно обозначились контуры, углы, плоскости, многоугольники…

В океане первозданной мглы

Нет облаков и нет травы зеленой,

А только кубы, ромбы да углы,

Да злые металлические звоны…  

(Н.Гумилев)

 

Мир стал похож на гигантскую мозаику.

«Трактуйте природу посредством цилиндра, шара и конуса»,  проповедовал кубизм.

«Странная ломка миров живописных была предтечею свободы, освобождения от цепей» – Велимир Хлебников. И потёк Словоокеан. Слова разделялись на слоги, выворачивались, растекались по листу…

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры…

Опыт цветной речи.  Буквы имеют цвет, вы не замечали?  Но – индивидуально, вот, например: «А» – алое, «Б» – серо-коричневое, «И» – синее, «Ю» – фиолетовое…

Искусство стремится к синтезу. Музыка, поэзия, живопись стремятся слиться в один вселенский аккорд, музыку сфер!

«Этой ноты “у” вы не слышали?  Я её слышал».

                                                                              (Андрей Белый).

«Зарисовать музыку» – вот что предложил ученикам художник-авангардист Василий Кандинский, преподававший в Мюнхенской королевской академии. Он принёс на занятия виолончель. В этой академии учился Давид Бурлюк, художник, поэт, критик. Он организовал в Москве группу футуристов «Гилея», в неё вошли Маяковский, Крученых, Хлебников…

 

Людо-лучи

Это была новая порода людей с особым устройством сознания, видевших и слышавших иначе, чем видели и слышали обычные люди. Их называли по-разному: символисты, футуристы, акмеисты – Блок, Белый, Гумилев, Ахматова…   

Хлебников назвал эту новую породу «людо-лучи».

«Мы новый род людей-лучей. Пришли озарить вселенную».

«Есть нечто таинственное в том, как для символиста писатель и человек суть окружность и многоугольник, одновременно и описанные, и вписанные друг в друга» (В.Ф.Ходасевич).

Они переносили символы в обычную жизнь, придавая мистический оттенок человеческим отношениям, чувствам, любви...

«В жизни символистов все символ. Не символов НЕТ», – писала Марина Цветаева. Найти «чистую любовь без определенных желаний» мечтала Зинаида Гиппиус в «Сказках любви».

«Жив ли тот, кого я могла бы любить? Нет, я думаю. И меня нельзя любить».

С Дмитрием Сергеевичем Мережковским они прожили вместе 52 года, «не расставаясь ни на один день». Они создали новую церковь.

«Люди думают, что страдают от голода, от жажды, от боли, от бедности; на самом деле они страдают только от мысли, что, может быть, Его – нет. Это единственная скорбь мира» (Мережковский: «Юлиан Отступник»).

В чем была сущность новой церкви?  В Триединстве божества.

Ветхий Завет – от Бога Отца, Новый Завет – от Бога Сына, Третий Завет – Завет Духа, Вечная Женственность, Мировая душа, незримое духовное начало, пронизывающее мир.

Третья ипостась божества – Святой Дух – это два в одном: «Я и Отец – одно».

Французский поэт Поль Верлен назвал «ту былую Россию одним из трёх чудес мировой истории – это Эллада, итальянское Возрождение и Россия XIX века» (из «Записных книжек» Блока).

«Кончится это страшно».  Тогда в моде были пророчества.

 

Глава 3. Апокалипсис нашего времени

               

«Ничего, в сущности, не произошло. Но все рассыпалось… Шла какая-то “середа”, ничем не отличаясь от других. Бог плюнул и задул свечку. Да это и не Бог, а шла пьяная баба, спотыкнулась и растянулась» (В.В. Розанов «Апокалипсис нашего времени»).

Как все случилось, почему?! Почему именно Россия, святая Русь стала местом, где впервые в истории человечества на официальном государственно-общественном уровне провозгласили отказ от Бога.  Нету Его, и все тут.

«Мы и сейчас еще не знаем её или, в лучшем случае, имеем о ней смутное представление», – так писал о русской революции Г.Иоффе во Введении в «Архив русской революции», изданный в 1922 году в Берлине И.В.Гессеном.

Почему Бог выбрал Россию для проведения гигантского эксперимента?

«Русская революция стояла под знаком Рока».

                                                                          (Николай Бердяев)

 

 

Грядущий хам

Статья Дм. Мережковского с этим названьем вышла в 1906 году. Автор называет три лица Хама в России: настоящее – самодержавие; прошлое – православие; и – грядущее, «самое страшное лицо хамства – хулиганство, босячество, черная сотня…».

Большевики до последнего часа, до первых приветственных слов – не верили в свою победу, не были готовы к ней. Сам вождь в глубине души сомневался в готовности к построению нового общества в России («Эх, Расея!»), стране с огромной массой неграмотного населения, «с нищим народом и царящим в стране иностранным капиталом».

«Случайные налетчики захватили всю Россию и сами не знают, что с ней делать». Они готовы были к смертельной борьбе за идею. Но не готовы были побеждать.

«Невероятная фантастическая комбинация случайностей, внутренних причин и роковых тенденций выдвинула этих людей на гребень крупнейших национальных и мировых событий».      

                                                             (Дм.Волкогонов: «Ленин»)

И начался «кровавый чудовищный эксперимент».

«С Россией кончено. На последях / Ее мы прогалдели, проболтали, / Пролузгали, пропили. Проплевали, / Замызгали на грязных площадях, / Распродали на улицах…» (Максимилиан Волошин).

Прелестную формулировку нового учения дал в своем словаре Владимир Даль: «Коммунизм, политическое учение о равенстве состояний, общности владений, и о правах каждаго на чужое имущество».

 

Сумерки культуры

 

Роет тихая лопата,

Роет яму, не спеша,

Нет возврата, нет возврата,

Если ранена душа.  

(Василий Розанов)

 

Бездна падения была необозримо глубока. И, кажется, необратима.

«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье»  

                                                                                   (Иван Бунин).

И не смогли удержать, спасти… Все произошло так неожиданно и мгновенно…

Людям, родившимся и прожившим большую часть жизни в этот новый период, он казался эпохой, чем-то прочным, вечным и непреложным, но это был всего лишь эпизод в двухтысячелетней истории огромной страны – семьдесят лет, срок человеческой жизни, библейский срок.

За это время произошло нравственное перерождение человека.  Это было время лжи, основанной на вбиваемой в мозги идее о светлом будущем.

«Если в новой конституции нет статьи, прямо объявляющей всех граждан счастливыми, то лишь потому, что это само собой подразумевается» (Владислав Ходасевич).

«Россия вне России» – такой лозунг провозгласили Мережковские в эмиграции в период репрессий, повсеместного разрушения церквей в первые годы советской власти. Религиозно-философское общество, созданное ими еще в 1901 году, продолжало действовать в Париже, приобретя официальный статус и название: «Зеленая лампа».

«Нужна общая идея, которая соединила бы интеллигенцию, церковь и народ, – возрождение религии», – говорил Дмитрий Мережковский.

Количество посетителей увеличивалось. По воскресеньям в гостеприимную квартиру на рю Колёнель Боннэ приходили Георгий Иванов с Ириной Одоевцевой, Ходасевич с Ниной Берберовой. Захаживал Бунин, являлся и Керенский, «первая любовь  революции»...

Бывший среди посетителей поэт Георгий Адамович возражал Зинаиде Гиппиус: «Россия не есть понятие, которое можно развозить по частям. Нельзя вывезти язык, как нечто до конца отделимое. Язык есть форма духовной жизни народа, он существует только для своего народа».

 

Пространство, звезды и певец

Сие и буди, буди

Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,

Где с куполом синим не властно соперничать небо,

И ладана запах, как запах приютского хлеба

Ударит меня и заплещется в сердце моем,

Когда я вернусь.

 

Это пел Александр Галич. Судьбой ему не дано было вернуться в Россию.

Идеология коммунизма была последней религией человечества. После обрушения и этой религии настала свобода, вседозволенность и хаос. Весь мир затопили ложь и войны.

«Ибо воцарившийся раб и стал хам, а воцарившийся хам и есть грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам».

«Хама Грядущего победит лишь грядущий Христос».

«Духа не угашайте, – вот сейчас самое нужное из слов человеческих».

Я кое-как проковыляю

Пору пустынную,

Пока не соберутся люди и светила

В одну гостиную.

«Помни: между светом и мраком есть нечто среднее, двойственное, одинаково причастное и тому, и другому, как бы светлая тень или темный свет».

«Разум, доведенный до конца своего, приходит к идее о Боге. Интеллигенция, доведенная до конца своего, приходит к религии»

                                                                     (Дмитрий Мережковский).

«Моя религия – это глубоко прочувствованная уверенность в существовании Высшего Разума, который открывается нам в доступном познанию мире» (Альберт Эйнштейн).

«Может быть, последний человек вздохнет о первом Боге»     

                                                                      (Станислав Ежи Лец).

 

Все исчезает, остается

Пространство, звезды и певец.

(Осип Мандельштам)

 

Поделиться

© Copyright 2024, Litsvet Inc.  |  Журнал "Новый Свет".  |  litsvetcanada@gmail.com