Стихи из сборника «Картонные города»
Город, слишком похожий на сотни таких же других,
Город-даун, близнец, город-клон из стекла и бетона...
растворяюсь в его лабиринтах тревожных, кривых,
в беспардонно орущих его позывных телефонных,
в дыме марихуаны, в густых ароматах еды,
в сраме клубов ночных и в безмолвии офисов строгих
тают кубики льда, и мои исчезают следы...
если я растворюсь, кто напишет тогда эти строки,
кто тогда приготовит обед и постель на двоих,
и тебя обогреет, потерянный мой горожанин,
в мегаполисе этом, похожем на сотни других,
где лишь контуры лиц проступают сквозь сны и туманы
много-тонно-этажно над стылой землею навис,
этот город, корнями пронзивший живую планету,
грустный клоун и клон, анти-архитектурный каприз,
где бессовестно сыты дворняги, коты и поэты.
* * *
Пол, потолок, картины, занавески
все это убедительный и веский
неоспоримый повод красить стены,
стелить полы до набуханий венных,
врезать замки с секретом, звоном, кодом,
наличием гордиться и породой
собаки, кошки, прапрабабки Фани,
свой юбилей откушать в ресторане,
где запеченный подают картофель,
подносят и коньяк, и крепкий кофе,
с лимоном воду, сидр с кинамоном,
сидеть в обнимку с компом, с телефоном,
на «клаве» барабанить ритм сердечный,
и расщеплять на дни и ночи вечность.
* * *
Не сказав ни слова на прощание,
уезжала спешно, налегке,
вдребезги разбившуюся тайну
оставляя в зимнем городке,
где поныне в радости и в боли
дышишь ты не важно как и с кем.
мы не съели вместе пуда соли
нынче соль и вовсе я не ем.
тридцать лет все тянутся вагоны
мимо станций, улиц, окон, крыш,
мимо сердцу близкого перрона,
на котором ты еще стоишь…
* * *
Порадовать мне удалось не всех,
не все остались сестры при серьгах,
кого-то раздражал мой громкий смех,
кому-то непонятен был мой страх,
но вновь и вновь пыталась разглядеть
огонь в глазах, расслышать сердца зов
и попадалась в золотую сеть,
где не хватало музыки и слов,
где от меня молочная река,
за берегом кисельным и крутым
скрывалась, закипали облака
и на закате обращались в дым.
как приторно сладка святая ложь,
как долго на губах горчит обман...
не плачу, это просто летний дождь
смывает тушь ресниц и блеск румян.
* * *
Отвечаешь за все и за всех ты одна, дорогая:
за родивших тебя и за тех, кого ты родила,
за крутящийся шар, под уставшими за день ногами
и за солнечный шар, что давно раскален до бела.
отправляясь в дорогу, сжигаешь дневник и тетрадки,
с безымянного пальца бросаешь в колодец кольцо.
сколько весен и зим ты несешься вперед без оглядки,
сколько осеней ты омываешь дождями лицо.
все давно решено, хоть совсем не по-твоему вышло,
бьются глупые рыбы в надежных сетях рыбаков,
наступает весна, расцветают оливы и вишни...
ты за все отвечаешь, за всех, и во веки веков.
* * *
МАМЕ
Жаль, не могу с тобой поговорить
на самом близком для тебя наречии,
затерянном в подкиевском местечке,
куда оборвана дороги нить.
но ты мне пой на идише родном,
пусть плачет скрипка, пусть вздыхают струны
о том, как кавалер с девицей юной
шел под хупу, ах, чири-чири-бом,
про папиросы пой и про любовь,
про балалайку пой мне тихо, мама,
пой своей взрослой девочке упрямой,
хоть я почти не понимаю слов.
ах, мама, если б я сказать могла
на языке, что в детстве плыл над зыбкой,
на том, что исчезает в небе дымкой:
«тум-балалайка, тум-тум-бала-ла»…
О пижаме, какао и динозавре
Я родилась в доме номер тридцать четыре на улице Ленина —
такая улица была в каждом советском городе и поселке,
в четыре года я каталась на красном трехколесном велике,
по переменке с пацанами Витькой, Сашей и Колькой.
Соседка по коммунальной квартире в пять научила меня читать.
Когда она выходила на общую кухню, то говорила моей маме:
«Знаете, Генечка, столько детей позволительно рожать,
если можешь давать им утром какао и обеспечить пижамой?»
Пижамы у меня в детстве не было, я спала в майке и трусах,
но зато у меня были младший брат и старшая сестра,
в детстве я любила рисовать красные гвоздики и алый стяг
и активно участвовала в сборе металлолома и пионерских кострах.
В четвертом классе меня избрали председателем совета отряда,
а хотелось, хотя бы членом, не председателем, но совета дружины,
я очень любила седьмого ноября и первого мая ходить на парады
и покупать томатный сок из стеклянного конуса в магазине.
Любила газировку с двойным сиропом и мороженое в вафельном стаканчике,
после школы читала «Военую тайну» Гайдара в читальном зале,
играла с девчонками в классики и в казаки-разбойники с мальчиками,
писала глупые стихи и постепенно из майки своей вырастала.
Я жила в законсервированном городе, где на идиш говорили в автобусе,
и с трибуны у памятника Ленину писатель Миллер осуждал мировой сионизм,
а в это время с другой стороны разноцветного школьного глобуса
существовала иная, на мою непохожая, не краснознаменная жизнь.
Уже давно снесли мой дом, детский сад и школу на улице детства,
никто уже не верит в сказки и не обещает построить «светлое завтра»,
я и внуки Миллера живем с другой стороны глобуса, не бедствуя,
дети мои спят в пижамах, пьют какао и называют меня динозавром.
Картонные города
Что за фатум такой — строить домик картонный,
создавать тараканий — сверчковый уют,
там, где в пыльных углах и сквозных коридорах
пауки свои липкие сети плетут,
душным утром вставать, шлепать в стоптанных тапках,
то жевать, то кружить за собой по пятам
а потом заключить: «Слава Богу, не каплет»,
получив за труды, все отдать по счетам.
побелить потолки, натереть половицы,
стричь траву под окном и, свалившись в кровать,
головою об стенку картонную биться,
чтоб под утро в холодном поту засыпать.
замыкается круг на бегах тараканьих,
расчленяется жизнь на «вчера» — «никогда»,
и куда не пойдешь — то — силки, то — капканы,
и картонные всюду встают города…