Материалы из книги «Я родился в Одессе...» (о Леониде Утёсове)
Нынешний год многократно юбилейный для почитателей таланта Леонида Осиповича Утёсова.
22 марта исполняется 120 лет со дня его рождения.
14 марта его дочери, прекрасной певице, которую по праву называли — принцессой советского джаза, Эдит Утёсовой исполнилось бы 100 лет.
23 апреля — полвека со дня присвоения Леониду Утёсову — первому среди артистов советской эстрады — высокого звания народный артист СССР.
Первый народный и принцесса советского джаза
Есть в искусстве имена, которые открывают нашему воображению путь в страну особых, неповторимых образов. В музыке, как и в других видах искусства, существуют жанры, представление о которых отождествляются в нашей памяти с именами художников, их прославивших. Мы не мыслим французскую оперетту без Жака Оффенбаха, венский вальс без Иоганна Штрауса.
И, наконец, вот человек,
Чье имя символ поколенья.
Кто прославлял наш трудный век
Не в книгах, не в стихах, а — пеньем.
По жизни с песней он шагал,
Народа славный запевала.
И песня, что он распевал
Нам жить и строить помогала.
(В.А.Зубин. Памяти великого артиста)
История советской эстрады и джаза неразрывно связана с творчеством Л.О.Утёсова.
Кто не знает Леонида Утёсова? Была ли на советской эстраде фигура более известная, более яркая, более классическая, нежели доживший почти до 90 лет корифей эстрады Леонид Утёсов.
Комический актер, пародист, автор фельетонов и стихов, музыкант. Основатель, руководитель и душа прославленного коллектива, именовавшегося в разные годы и Теа-джазом, и джаз-оркестром, и джазом просто, и Государственным эстрадным оркестром РСФСР.
Певец, про которого совершенно точно было известно, что голоса у него нет, и голос которого был известен в каждом населенном пункте бывшей огромной державы — СССР. Одно упоминание имени Утёсова рождает добрую улыбку и душевное тепло, а в памяти звенят, наплывая одна на другую, мелодии таких знакомых песен.
О Леониде Утёсове написано множество книг, статей. Он сам является автором трех книг воспоминаний. Значительно меньше внимания было уделено его многолетней партнерше по сцене, но в первую очередь любимой дочери Эдит Утёсовой.
Родилась Дита, так в семье называли единственную дочь, в Одессе. Существует интересная байка, почему Леонид Осипович назвал свою дочь столь оригинальным для дореволюционного времени именем.
Замечательный эстрадный артист Геннадий Михайлович Дудник рассказывал, как Утёсов поведал ему одну историю, связанную с именем дочери.
«Когда родилась дочь, Леонид Осипович пошел в синагогу записывать ее и попросил дать ей имя Эдит. Обследовав свою книгу, в которой были записаны все еврейские имена, шамес-писарь сказал:
— Такого еврейского имени нет. Возьмите Сарра или Ребекка. Чем они плохи?
— А я хочу Эдит, — настаивал Утёсов. — Очень красивое имя.
— А что это за имя?
— Норвежское.
— А где находиться эта Норвегия?
— В Америке.
— Ну, если в Америке, тогда можно. Пусть будет Эдит».
Мало кто знает, что Эдит вообще не ходила в школу, а образование получила дома с помощью гувернантки, с которой по заведенному правилу общалась только на иностранных языках. Лишь в выходные дни они разговаривали по-русски. Будущая певица свободно владела английским, немецким и французским языками, легко читая западных классиков в подлиннике. Благодаря этому, уже работая с отцом в оркестре Эдит Леонидовна часто переводила тексты иностранных песен, которые впоследствии исполняла со сцены сама, либо в дуэте с отцом.
Она училась в хореографическом училище по классу Вагановой и в театральном училище при Вахтанговском театре. Дита закончила драматическую студию, руководимую Рубеном Симоновым, с детства училась музыке.
Позже Леонид Утёсов вспоминал: «Когда Дита работала у Рубена Симонова, то Рубен Николаевич в расчете на нее решил ставить пьесу Эжена Лабиша «Мадемуазель Нитуш». Когда начались репетиции, Р.Н.Симонов предложил мне вспомнить юность, работу в театрах оперетты и сыграть в спектакле роль Флоридора. Однако, подумав, я отказался. Если бы я тогда поддался на предложение Симонова, то возможно, в джаз уже никогда бы не вернулся».
Все время Утесов мечтал о джаз-спектакле. Коллектив джаза репетировал специально написанные пьесы: «Пламенная личность», «25 робинзонов», «Всего понемногу», но по разным причинам отказывались.
В 1936 году остановились на комедии немецких авторов Г. Кадлерберга и Р.Пресбера «Темное пятно» Музыку написал И.Дунаевский. В этом спектакле впервые выступила дочь Утесова — Эдит.
Правда, это была для отца с дочерью не первая совместная работа. Еще в 1926 году они вместе снялись в кинофильме «Чужие» (режиссер Борис Светлов). В нем Утёсов играл красноармейца Егорова, который после окончания Гражданской войны и демобилизации приходит в суд с повинной — он убил женщину. В процессе разбирательства раскрывается трудная и трагическая судьба этого человека. А вот роль дочери красноармейца Егорова сыграла еще совсем юная Эдит Утёсова.
Примечательно, что именно Дита познакомила отца с будущим популярным композитором Никитой Богословским. Вот как Никита Владимирович об этом вспоминал:
«Нас познакомила его дочь Эдит. Когда мне было лет восемь, я пошел с нашим классом на спектакль. Рядом со мной в театре сидела девочка, которая ужасно вертелась. В антракте мы познакомились, и она пригласила меня на день рождения. Я рассказал об этом родителям, и, помню, даже клянчил у мамы подарок для восьмилетней девочки — кольцо или ожерелье. Родители были против, как можно идти в незнакомый дом? Я их еле уговорил.
Утёсов был на концерте и приехал домой чуть позже. И он нас совершенно очаровал, потому что играл на саксофоне, который был тогда в новинку, на скрипке, на рояле, показывал фокусы, рассказывал анекдоты, стоял на голове... Утёсов был в двадцати лицах...
...А я, между прочим, уже сочинял музыку. Вернее, даже не «сочинял», а сочинил. Это был чрезвычайно безграмотно записанный, наивный вальс «Дита» — мое первое произведение, посвященное моей маленькой подружке — дочери дяди Лёди. Ерундовый вальсок, который я, путаясь в клавишах, сыграл в присутствии большого числа гостей, собравшихся на ее день рождения. Для меня это были просто веселые взрослые дяди и тети, и я тогда, конечно, не мог даже предположить, что это — выдающиеся артисты, музыканты, литераторы, со многими из которых мне впоследствии придется работать и дружить...
...Знакомых нет никого, кроме мальчика — Алика Менакера, к которому я ходил на елку и день рождения. Эдит сказала, что будем обедать вместе со взрослыми. Мы запротестовали, мол, с ними неинтересно, скучно. Однако она нас убедила, и мы были вынуждены праздновать со взрослыми. Взрослые были такие — Михаил Зощенко, Исаак Бабель, Владимир Маяковский, Владимир Софроницкий, Владимир Горовиц...
Для нас они были никто. Понравился нам лишь дядя Володя Софроницкий, потому что он любую фразу мгновенно мог прочитать сзади наперед. Мы проверяли, даже писали на бумажках — все сходилось. Понравился нам и дядя Володя Горовиц, потому что мы ездили на нем верхом, играли в нечто вроде конницы. Ему было лет 26, он только что закончил киевскую консерваторию и приехал в Петроград на гастроли...
...И вообще, как я мог предполагать, что веселый дядя Лёдя, поющий, танцующий, показывающий ребятам удивительные фокусы и рассказывающий им уморительно смешные истории, лет через двадцать выпустит в свет многие мои песни, успеху которых я обязан, уверен в этом до сих пор, главным образом ему одному...
...С тех пор я стал вхож в этот дом, подружился и первые робкие сочинения приносил Леониду Осиповичу, и он отдавал их оркестру. Это уже потом он стал сам петь. Я звал его сначала дядя Лёдя, потом Леонид Осипович, потом просто Лёдя. Но на Вы... Затем мы выпили с ним на брудершафт и уже говорили друг другу ты».
Тогда же, в Петрограде, в 1923 году Эдит Утёсова написала свое первое стихотворение.
Мое первое стихотворение.
Он сорван, брошен, маленький цветок.
Еще вчера лишь был он так прекрасен.
Как солнца луч златой, его был венчик ясен.
Но смерть костлявою ногой его сегодня растоптала,
И дивного цветка не стало.
В 1940 году Николай Охлопков поставил для джаз-оркестра «Царевну-Несмеяну» Н.Эрдмана и М.Вольпина. Был остроумный текст, который вызывал у публики смех. Лирическим номером была песня извозчика.
Юнгу в «Двух кораблях», доярку в «Много шуму из тишины», артистку в государстве царя Гороха из «Царевны Несмеяны» и целый ряд других ролей в спектаклях джаз-оркестра играла дочь Л.О.Утесова — Эдит.
Она спела много песен, которые стали очень популярны. Это «Пожарный» «Песня о неизвестном любимом», а в дуэте с отцом «Бомбардировщики», «Парень кудрявый», «Прогулка», «Дорогие мои москвичи» и много других.
Журналист Глеб Скороходов писал: «На пластинках вместе с утёсовским тенором часто слышится нежный голосок его дочери Эдит. Она начала с амплуа травести, — казалось, ей лучше всего удаются детские песенки. Но буквально в первый же год после прихода актрисы Театра имени Вахтангова в джаз Утесова возникает дуэт — Эдит и Леонид Осипович. Подобного наша эстрада в ту пору не знала. Герои этого дуэта вели диалог, которому оказались подвластны не только лирика, но и шутка, не только волнения сердца, но и юмор.
Эти качества Эдит Леонидовна сумела сохранить и в тех песнях, что пела без отца».
В день Победы — 9 мая 1945 года — Леонид Утёсов вместе с оркестром выступал на открытой эстраде в Москве на площади имени Свердлова.
Вспоминая праздничный концерт на площади Москвы, Утёсов говорил: «Те, кто сегодня юн, даже те, кому 30, не могут, наверное, со всей полнотой ощутить то, что чувствовали мы тогда, в незабываемый день 9 мая».
Утесов пел на открытой эстраде — грузовиках, а его песни подхватывала вся площадь, артисты и зрители сливались воедино. Между прочим, рядом с Леонидом Осиповичем пела тогда и его дочь Эдит Утёсова.
Чиновники от культуры скептически относились к певческому таланту Эдит Утёсовой. Как-то один руководящий работник недовольно сказал Леониду Осиповичу:
— Ваша дочь поет не своим голосом.
— И правильно делает, — ответил Утёсов. — Свой надо беречь.
Утёсов очень любил свою дочь. И Леонид Осипович, и Дита стойко переносили незаслуженные выпады критиков и чиновников от культуры по поводу вокальных данных певицы и недвусмысленные намеки на то, что если бы не отец, то вряд ли ее имя печаталось на концертных афишах большими буквами.
Теперь внимательно слушая ее записи, понимаешь, что она действительно была талантливой и самобытной артисткой, создавшей собственный стиль пения.
После показа программы 1952 года было принято решение об отстранении Эдит Утёсовой от участия в выступлениях Государственного эстрадного оркестра РСФСР.
Вот, что писала об этом Антонина Ревельс: «...однажды Утёсову позвонили из Министерства культуры и велели Диту из оркестра уволить. Это был для Леонида Осиповича страшный удар. Он долго думал, как это сделать безболезненно для дочери. И придумал. Он сказал ей:
— Диточка, знаешь, давай мы поступим так. Ты уйдешь из оркестра и создашь свой маленький джаз. И увидишь, все сразу успокоятся, исчезнут эти несправедливые рецензии.
Дита так и сделала. (Она выступала с инструментальным септетом под руководством О.Кандата). И действительно, рецензии стали другими, травля прекратилась. Ее джаз пользовался большим успехом. Но вскоре она тяжело заболела. Не стало сил руководить коллективом, и она ушла со сцены».
В мае 1958 года в Центральном доме работников искусств состоялся вечер-концерт «Артистические семьи». В первом отделении выступали народный артист РСФСР, крупнейший советский педагог с 1922 года, профессор Московской консерватории Генрих Густавович Нейгауз и его сын пианист Станислав Нейгауз, а также народная артистка РСФСР (более 30 лет работала в МХАТе им. Горького) Вера Дмитриевна Бендина и ее дети артисты МХАТа Анна и Михаил Горюновы. Во втором отделении выступали народный артист РСФСР Леонид Осипович Утёсов и его дочь солистка ВГКО (на то время она выступала самостоятельно в сопровождении инструментального ансамбля) Эдит Утёсова. В этом вечере приняли участие Государственный эстрадный оркестр РСФСР под руководством Л.О.Утёсова и инструментальный септет под руководством О.О.Кандата. Вел программу режиссер В.С.Комиссаржевский.
Первым мужем Эдит Утёсовой в 1935 году был Эммануил Тобиаш (одессит, диктор радио, актер, мастер художественного чтения), однако недолго.
В 1938 году ее мужем стал кинорежиссер Альберт Гендельштейн. При жизни Альберта Гендельштейна многие кинематографисты ему по черному завидовали. Это происходило потому, что долгое время он считался самым красивым мужчиной столицы. Появление Гендельштейна на светских мероприятиях вместе с женой, непревзойденной Эдит Утёсовой, месяцами обсуждалось московским бомондом. Броская латиноамериканская внешность высокого и стройного Альберта Гендельштейна прекрасно сочеталась с мягкой, гармоничной, застенчивой еврейской красотой Эдит. Актеры и режиссеры того времени вспоминали, что в неотразимости своей красоты Альберт уступал только советскому еврейскому поэту Перецу Маркишу, получившему в начале 30-х первый приз на конкурсе мужской красоты в Париже.
Вдова Леонида Утёсова, многолетняя актриса утёсовского оркестра Антонина Ревельс писала: «Дита была чудо как хороша. Ее нельзя было назвать просто красивой, она излучала какой-то волшебный свет обаяния. В нее, конечно, многие влюблялись, она получала горы писем с признаниями в любви. Некоторые поклонники отваживались на подобное признание однажды, другие писали долго, постоянно, на протяжении многих лет. Какой женщине не лестна такая победительность!..»
После смерти первой жены Елены Осиповны Леонид Осипович переехал в дом на Каретном ряду 5, где жила Дита с мужем. Квартиры были на одной лестничной площадке, что облегчало общение, так как Утесов больше всего на свете боялся одиночества.
Вскоре у Альберта обнаружилась болезнь Паркинсона. Утесов делал все возможное, чтобы облегчить течение этой болезни. Он находил лучших врачей, доставал редкие лекарства. А через некоторое время тяжело заболела Дита.
21 января 1982 года Эдит Утёсова умерла. Она давно и тяжело болела, но все равно ее смерть для Утёсова была неожиданной. Утёсов не смог пережить этой потери...
На похороны Эдит Леонидовны пришло столько ценителей эстрадного искусства, что потрясенный утратой дочери Леонид Осипович с горечью заметил: «Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей».
Диту похоронили на Востряковском кладбище, где раньше были похоронены Елена Осиповна Утёсова, Альберт Гендельштейн и родители Леонида Осиповича.
Смерть любимой дочери подкосила и самого Утесова.
Леонид Осипович прожил после смерти Диты всего полтора месяца. 9 марта в 7 часов утра 1982 года он умер в военном санатории «Архангельское».