Из современной английской поэзии
Anthony Alexei Markoff
В начале дней земля была не новой,
Была словами непорочной песни.
Стояла ночь. Земля была бесполой,
И с низа живота сдирала плесень.
Был рядом ветер, поднимавший споры.
Они смешались с жирною испариной
И некоторые запечатывали нары,
И некоторые заполняли впадины.
Так равное от них проистекало
От первых появились черепахи,
Слизь от других меж ребер застывала
Алмазами, и это стали знаки.
Теченья времени, приподнятого ветром
Земля была беременным подростком
Ее грудную подпирало клетку
Морскими тварями и воском, воском, воском.
Земля когда-то становилась женщиной,
Ее лобок обнюхивали духи.
Разбуженные запахом из трещины
В ее тепле отогревались мухи.
Явленья падали сквозь детородный орган
(А раньше было встречное движенье)
Явленья падали, и отрастали корни
Пришел закон земного притяженья.
Ирак
Для них уже готовы гробы
И флаги с британским крестом,
За красным знаком своей судьбы
Другие придут потом.
Над пустыней солнце встает,
На Западе гаснет свет.
На Востоке мальчик поет
Про английскую смерть.
В цвет гашиша зеленый Ирак,
Темен русский медведь.
Вязкий, как опий, желт леопард.
Все — английская смерть.
Новые парни Джон Булл и Пит
Узнают слишком потом:
Если последний джахид убит,
Парней убьет его дом.
Их неподвижность верхней губы
В каких кровавых комках.
На пятьсот километров гробы
И флаги в британских крестах.
Месяц и звезды, крест и туман,
Швы на мертвых губах.
Зеленый на запад идет Ислам
В солдатских желтых гробах.
Акимицу Танака. Легенды и заикание
Заикание
Заикавшийся покажется надменным.
А между тем, конвульсии его гортань
Сжимают так, что каменеет слюна.
Как птицы мертвые, упавшие на землю, — немы,
Так и слова его не произнесены.
Не увидать же птиц запечатленными
Живыми пузырьками темноты
На пестро-монохромном негативе.
Надменно заикание. Так жир
Застывший на посуде недвижим.
На голосе играет пиццикато, сдирая струпья
С истонченной жилки натянутой,
Она теперь порвется, не прозвучав.
Темнеет гематома на миндалине.
Мутнеет темнота в забытом кинозале.
С поверхности воды к прибрежной кромке
На кварцевый зазубренный песок
Приносит звуки в мятой оболочке
На пленке водной звуков чешуя.
Размножена густая духота.
И луч увязнет в ней и заикнется.
Надрежется на остром языке. Полетный звук прервется,
При заикании у говоренья изъята скорость, обеззвучен рот,
И до глазного дна одна немота. Незыблемы повязка на глазах,
И мутный лед на придорожных лужах.
Ее сдвигая, выпускаешь страх
Неговоренья. Поселяешь ужас.
Крик неисторгнутый взрывает сердце. Оно цветет, и это амариллис.
Мгновенно пробирающийся к горлу. В нем, как полип,
Цветок произрастает, багряный, неподвластный непогоде.
На вдохе стужи так не накопить,
Чтобы его багряность отбелить.
Внутри строки и с лязгом и шипеньем, язык и луч ведут свой поединок,
Два грома, два ревущих леопарда ярятся,
Между склеенными спазмом началом языка и мягким небом.
За щеку прячь монету, и она умножит заикание.
Не в меру обеспокоясь будешь языком к ней прикасаться — матовой и серой.
Собачей своры лай неповторим, ее с трудом запоминаем запах,
Соединяет пластиковым швом,
Со звуком запах — только фотоснимок.
Как он понятен, — как тепло руки, как непогода, и как заиканье, но не оно произрастает там, откуда голоса не проникают.
ЭРОЗИЯ — ГОРСТУ ЯНССЕНУ
Скольжение воды. Ожоги ветра
Умеренно красны на переносице.
Опутанные водорослями смерти
Звук с заиканьем, — и в округу просятся,
И вязнут в ней, как в истопленном масле.
Парализуют слух обвалы времени.
В безритмовой конвульсионной пляске
Срывает пуговицы с пуза у беременного,
В нем стержень — амариллис, до момента
Того, когда желеобразный пьяница
Доест реальность — разума плаценту,
И этих элементов не останется.
И вот тогда в себя рожает Янссен
Свой алфавит — железо плюс эрозия.
Разорванный и родами, и танцем
Отцеживает жирное молозиво,
Отлитых литер капли не текут —
Взрывают воздух выхоложенный
От белых молний у него во рту,
Как ножницами отделяемы,
Отрезки текста. Обрастая льдом,
Они войдут в цветные очи рыб.
Один укол цветным карандашом —
Конец их непотраченной судьбы.
Не полный миг приклеился к среде
Той (бывший неубитый рыбий глаз).
Он золотом подсвечивал себе,
Но свет истек, и в жидкости погас.
Обрушивалась птица на песок,
Песок смешала с каплями тепла.
Фрагмент песчаный красным обволок,
Рисунок красный красного стекла.
Железный привкус грохота в слюне,
Слюной проклеен заржавевший китч.
На горле колуна, на порванной губе
Судьба играет новый паралич…
От маяка, ночами навсегда,
Рябь заиканья в Гамбургском порту…
Он бреется, и сбритая вода
Такая сладковатая во рту.
О фотографе
Ноги стесаны щебнем
От ступней до колен.
Этим модным леченьем
Лечит каждый, кто нем,
Свою речь.
Так фронтально, как ветер,
Аравийский самум,
Время — метр на метр,
В идентичный валун —
Влипло.
Больно ль? Больно ли? Больно?
Дверь в реке, аспирин —
Нет — окно слуховое
Отодрал, отворил
Вентиль.
Из отверстия крысы
И шуршат, и текут.
Время, время изгрызли
До часов и минут.
Больно ль?
В белом фотобумаги
Прожигает лучом,
Раньше вспыхнувший магний
В центре времени
Чье время?
ГЕДРЮС МАЦКЯВИЧУС. ПРЕОДОЛЕНИЕ
Тихое помешательство
В песок и камни сеяли зерно
Руками мертвыми с тяжелыми перстнями
И там зерно лежало меж камнями
У сердца не отысканного мной
Горело утешенье на костре
И разлеталось пепельной бумагой
Оно летит без строчек и помарок
И никогда не прилетит ко мне
И сны собак будили королей
Глазами жаб в мир пялились мадонны
Я слышал оргазмические стоны
То солнце нежно жарило детей
Стенали арфы от разрыва струн
И Ева источала яд глазами
Ужи шептались между деревами
В неверном свете трех неравных лун
Заухали на ветер три совы
И три мыша с хвостами серпантином
Рожениц трех прогрызли три вагины
И стали вровень высохшей травы
Детей сменявших радугу на хлеб
Автобусы везут в страну «Невинность»
И нож судьбы выходит через спину
И кровью пахнет выменянный хлеб
***
… И ты, уже любившая три дня
сжигала пальцы, согревала холод.
Вытаскивала камни для меня.
Тянула нить из кокона огня.
И оттирала пот камней подолом.
Кипела кровь и падала на снег.
И кровный лед оплавился неровно.
Искрились перья. Ангел-человек
бежал от поезда, и был полетом бег.
И камнем становился пепел кровный.
Я — четки. Я — на гвоздике висел.
Пришпиленный, к стене больного дома.
Серел и становился черным мел.
И дом больной, больным огнем горел,
сгорел и я от шорохов погрома.
Не станет нашим прошлое твое.
И амальгама в патине утонет.
Огонь на ветер нас не отпоет:
О том, как пеплом становился лед,
Как я — твой пепел, падаю в ладони.