(О СОБЫТИЯХ СТОЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ В ГОРОДЕ ЕЛЬЦЕ)

Торонто, 2013

 

Оценивать династию Романовых в России можно по-разному. В разные эпохи и в разной социальной среде отношение к царствующему семейству и самой сущности самодержавия оказывались не одинаковыми. На протяжении столетий были и торжества и смуты, взлёты и падения; били колокола и потрясали взрывы бомбистов; высокое почитание и трагическая гибель семьи последнего императора. По-всякому  жил народ, по-всякому он относился к царствующему Дому.

Однако сейчас, оглядываясь в ушедшую даль времен, мы понимаем, что так или иначе – это была бурная история начала русской государственности. История эта – наша, и другой истории не было. И что примечательно: основателя династии Романовых князя Михаила Алексеевича в 1613 году спас от смерти простой русский крестьянин из-под Костромы – Иван Сусанин. Со школьных времен мы знаем эту историю. Напомню. Было так: Войско польских захватчиков, идущих на Москву, в пути заблудилось в болотных топях, потеряло ориентацию и всякую надежду пробиться. Чтобы спастись и прорваться к Москве, поляки силой заставили крестьянина Сусанина вывести их на московскую дорогу. Сусанин, зная, чтО ему угрожает, всё-таки умышленно завел захватчиков в глушь непроходимых болот, откуда не было выхода. Погибло вражеское войско, и мужественно принял смерть мужественный русский крестьянин. Об этих событиях сложились легенды и песни, славу отважному герою воспел великий композитор Глинка в гениальной опере «Иван Сусанин». В Костроме поставлен прекрасный памятник славному крестьянину. Образ Сусанина трогательно запечатлен в стихотворении поэта-декабриста Рылеева. Там есть такие слова: «Куда ты ведешь нас? // Не видно ни зги!» - // Сусанину с сердцем вскричали враги.// ...«Куда ты ведёшь нас?» - // Лях старый вскричал.// «Туда, куда нужно»- // Сусанин сказал.// И последние слова гибнущего Сусанина: «Убейте, замучьте: // Моя здесь могила, // Но для России // Я спас Михаила». Михаил – это и был князь Михаил Романов, зачинатель будущей 300-летней династии России.

История Дома Романовых запечатлена и во множестве исторических исследований. До нас дошли и устные предания, сохранившие отдельные факты, связанные с конкретными людьми, городами и  храмами. В 1913 году Россия широко отмечала 300-летний юбилей династии. В ряду важных юбилейных событий особо отличился маленький старинный русский город Елец в Орловской губернии, соорудивший к юбилейным дням вечный дар – совершенно уникальный, исключительно красивый Великокняжеский православный храм.

Чтобы понять саму идею возведения этого чуда культовой архитектуры, его художественного убранства и особого почитания, дошедшего до наших дней, не лишнее выяснить: чтО это за город Елец, каковы его люди, сподобившиеся на этот духовный подвиг и как возникла сама идея сотворения такого храма.

Елец – это древний город Руси, по летописным упоминаниям старше Москвы на один год.                        

Стоял он в цепочке южных городов-защитников Москвы: Кромы – Ливны – Елец – Задонск - Рязань. Здесь как бы кончалась Русь, а дальше на юг, за этой, по слову великого русского писателя ельчанина И.А. Бунина, «...роковой чертой»,  простирались «земли дикие, незнаемые», – дикая степь, где кочевали разные племена, нередко посягавшие на территорию Руси. Елец всегда гордился своею исторической защитной миссией и, опять же по оценке Бунина, «имел на это право, потому что принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за неё». (И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева»). В Ельце и сейчас гордятся своей  причастностью к истории Москвы, часто повторяют старую поговорку: «Мал городок, да Москвы уголок!»

Издавна Елец был своеобразным центром русского православия. В этом маленьком городке служили три десятка церквей. Существует легенда, будто когда  определялись границы губерний, город послал ходоков к царю с просьбой назначить центром губернии не Орел, а Елец. Царь якобы спросил: «А сколько в вашем городе церквей?» Ходоки ответили: «Тридцать одна». Тогда он сказал: «Вот когда будет тридцать две, тогда и губерния будет». И дружные ельчане тут же начали закладывать новый, 32-й храм во имя иконы Елецкой Божьей Матери в память о чудесном избавлении Руси от Тамерлана. Специально построили кирпичный завод для стройки и начали работать. Воздвигли красивый трехпрестольный храм с узкой мощной вертикалью колокольни, усиливающей движение ввысь всех архитектурных объемов. Так она с 1915-го года и стоит, вся устремленная в небеса. А титула губернии так и не получили: началась мировая война и революция…

К этому надо добавить, что с иконой Елецкой Божьей Матери связан исторический факт и легенда. 600 лет тому назад Тамерлан, завоевавший весь мир, всей громадой войска пошел на Москву. Дошел до Ельца и наткнулся на упорное сопротивление ельчан. Но силы были не равные, и Тамерлан разрушил город и остановился в Ельце перед последним броском (оставалось всего 2 конных перехода до столицы Руси). И вдруг – через несколько суток без всякой видимой причины снял свой лагерь и ушел восвояси. А в народе сложилась легенда: Тамерлану  явилась Матерь Божья со святителями и небесным воинством, воздела  руки к небу и ладонями заступила ему путь на Москву. Так и стоит она на иконе с воздетыми ввысь руками, ограждая Русь от врагов. Во время празднования 600-летия избавления Руси от Тамерлана и 600-летия иконы Божьей Матери мне посчастливилось быть в Ельце и участвовать в крестном ходе. Это было грандиозное зрелище. От кафедрального Вознесенского собора до церкви Елецкой Божьей Матери крестным ходом шел буквально весь город: улицы во всю их ширину были заполнены людьми. Впереди несли украшенную живыми цветами икону. Во главе шествия вслед за иконой шла большая колонна высокопоставленного духовенства, съехавшегося из разных городов России. В пути возле каждого храма шествие останавливалось, и совершалось богослужение. А потом был апофеоз праздника – звон колоколов всех городских церквей. Потрясающее впечатление.

В Ельце какая-то особая аура высокой духовности. Заслуженной славой пользуется кафедральный Вознесенский собор, построенный по проекту знаменитого архитектора академика Тона, построившего московский храм Христа Спасителя. В этот намоленный елецкий храм часто приезжают люди из других городов страны: молятся, венчаются, крестят детей.

У ельчан сохранилось предание, что в 1357 году по пути в Орду разоренный Елец посетил святитель Алексий, митрополит Московский. Благословил ельчан и предрек городу славу и богатство. Божья Благодать восходит на Елец и от святителя Тихона Задонского, способствовавшего духовному просвещению и благочестию ельчан. Святитель часто посещал город, находил в нем много благочестивых горожан, усердных строителей храмов. А уходя навсегда на покой, поклонился людям и многочисленным крестам елецких храмов и сказал: «Нет, не Елец, а Сион новый, Божие жилище, мне жаль расставаться с этим городом, точно я в нем родился». Мощи святителя покоятся в храме Задонского Богородицкого монастыря в 30-ти километрах от Ельца. А в Ельце усилиями благочинного протоиерея, настоятеля Вознесенского собора о. Василия (Романова) открыта православная гимназия в честь Тихона Задонского. Труды святителя изучаются на кафедрах Собора и университета.

Елец стал родиной и последнего старца Оптинской пустыни преподобного Нектария. В числе его духовных чад было много знаменитых людей: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Михаил Чехов (актер, брат писателя). Елец посетил государь Петр Первый во время строительства кораблей в Воронеже перед вторым походом на Азов.  По преданию, в Воскресенской церкви Петр лично читал Апостол. 

В Ельце останавливался Пушкин по пути на Кавказ и обратно. Интересную информацию об этом пути через Елец находим в подборке материалов, опубликованных известным историком Александром Новосельцевым в литературном журнале «Петровский мост» в 2009 году.

Такой город не мог не дать миру великих деятелей мировой  культуры, философии, литературы, музыки, педагогики. Здесь жил  и учился великий писатель, первый русский Нобелевский лауреат И.А. Бунин. В елецкой гимназии учился  известный писатель М. Пришвин, которого называют русским Рабиндранатом Тагором. Из Ельца вышел композитор Тихон Николаевич Хренников. В гимназии преподавал философ В. Розанов. К городу причастен и знаменитый православный философ и священник Сергий Булгаков из соседних Ливен.

В Ельце бережно относятся не только к храмам, но и к другим сохранившимся древностям. Так возле Вознесенского собора есть часовня над могилой, где покоятся останки воинов, полегших в битве на Куликовом Поле и во время разорения и сожжения Ельца гетманом Сагайдачным. Здесь на могильном холме издревле стоял дубовый крест, а в конце XVIII века воздвигли каменную часовню, внутри которой была надпись: «Божию милостью сия часовня построена над посеченными христианами от безбожного царя Аксака... И для того сей Честный Крест сооружен древних лет». Есть в Ельце и старинная часовня «в память убиенных Тамерланом».

Елец хорошо помнит и о своих именитых гражданах, щедротами которых воздвигались церкви, гимназии, разрастался и креп город. Это почетные граждане, богатые купцы Заусайлов, Ростовцев, Лопухин, Криворотов, Добродеев. Заусайлов выстроил целую улицу каменных домов, построил Табачную  фабрику, за свой счет воздвиг прекрасный Великокняжеский храм и дом призрения.

И сейчас дружный город Елец продолжает удивлять мир своими поистине грандиозными делами. 10 лет тому назад активные энтузиасты решили превратить захудалый елецкий пединститут в большой классический университет. Казалось, что эта невероятная идея непосильна. Но они сотворили это чудо. Инициативные люди ректор университета доктор наук, профессор Валерий Петрович Кузовлев, мэр города В. Соковых, проректор университета доктор наук, профессор Е.П. Белозерцев, композитор Т.Н. Хренников и др. при поддержке губернатора О.П. Королева сумели добиться в министерстве разрешения на создание университета. Вся ответственность за осуществление трудной идеи легла на профессора В.П Кузовлева, который все свои творческие силы и незаурядный организаторский талант вложил в казалось бы неосуществимую, беспрецедентную задачу и фактически стал основателем  нового вуза.  Сумел создать неплохую  инфраструктуру,  построил дом для профессоров и этим привлёк высоко квалифицированные кадры из других городов, открыл аспирантуру и ученые советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, расширил специализацию университета от 3-х до 17-ти факультетов. И меньше чем за 10 лет под его руководством вуз приобрел  хорошую репутацию, широкую известность и по решению ЮНЕСКО получил медаль «За большой университет в маленьком городе». Медаль вручали в Париже.

Всё мною сказанное, а ещё больше – то, что не поддаётся выражению в маленьком формате, свидетельствует о том, что Елец – это удивительный город, сумевший остановить мгновения славной истории, воплощенные в осязаемых творениях рук и гения – в памятниках старины, в храмах, часовнях, могилах и крестах, в великих творениях архитектуры. В совокупности этих деяний, в порыве душевной красоты ельчан многих поколений и сложилась гармоническая особая духовная аура этого маленького города с его большим историческим достоинством.

Такой город, как Елец, с его исторической памятью и творческой энергией не мог не откликнуться 100 лет тому назад на такое важное событие, как 300-летие династии Романовых и русской государственности, которое отмечала вся Россия в 1913-м году. Город древней истории и истового православия решил отметить этот исторический юбилей сооружением красивого, уникального по архитектуре и художественному оформлению православного храма, который будет стоять в веках.  Без всякой сторонней помощи в короткий срок ельчане и воздвигли один из самых красивых в городе Великокняжеский храм и рядом с ним – в том же стиле – дом призрения «для сирых и убогих». Этот комплекс явился настоящим символом купеческой благотворительности. Сооружение храма и дома при нем полностью  взял на себя почетный гражданин Ельца богатый купец Александр Николаевич Заусайлов.

Большое внимание и содействие ельчанам в осуществлении задуманного оказал великий князь Михаил Александрович, брат императора Николая Второго. Князь в тот момент командовал полком на военных учениях под Орлом, недалеко от Ельца. Депутация горожан отправилась к нему и попросила его изъявить согласие на принятие под свое августейшее покровительство сооружение Великокняжеского храма в Ельце. Вскоре князь посетил Елец. Его поддержка всколыхнула город, и это ускорило строительство храма. 

Закладка проходила в торжественной обстановке. Собралось полторы тысячи человек. В Вознесенском кафедральном соборе отслужили литургию, оттуда с хоругвями и иконами двинулся крестный ход к месту закладки. Жители беспокоились: на какие средства будет построен храм? «Вон Иверская церковь строится уже 14 лет и никак не достроится…» Но опасения были напрасными. Как уже было сказано, все финансовые затраты взял на себя купец Александр Николаевич Заусайлов, а организационные хлопоты взвалил на себя старшина общества хоругвеносцев Глеб Дмитриевич Федоров. Храм строили во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского, которые были небесными покровителями великого князя Михаила Александровича и строителя храма Александра Заусайлова.

Великий князь отнесся к обещанному не формально: вникал в ход строительства, приезжал в Елец с сестрой Ольгой Александровной (кстати сказать, она уцелела в разгар репрессий в ходе Октябрьской революции и последние годы жила в Торонто, здесь и похоронена) и ее мужем принцем Ольденбургским, смотрел за ходом строительства, беседовал с архитектором. Художнику Васнецову было заказано несколько икон для храма. Архиепископ Тверской и Кашинский подарил для строящегося храма икону с частью мощей святого князя Михаила Ярославича Тверского. Из разных церквей России в дар будущему храму поступило много ценных икон и утвари: дорогие молебные кресты, серебряные оклады, лампады и др.

При сооружении храма были использованы все технические новинки ХХ века:  электрическое освещение, бетонные своды, водопровод, водяное отопление, хрустальные кресты, майолика и др. Сооруженный в короткие сроки храм производит сильное впечатление внешними архитектурными изысками и внутренним убранством. Автор проекта – архитектор Вильфард.

Построен храм в русско-византийском стиле с творческим использованием стиля «модерн» начала ХХ века. Два низких пологих купола над храмом и притвором  на крупных барабанах, обрамленных рядом кокошников и с хрустальными крестами с электрической подсветкой и фонтанчиками для омывания крестов. Впечатляет роскошное, насыщенное интересными деталями убранство фасада и внутреннее убранство стен, сводов и иконостаса. Во многом это определяется новаторским применением нарядных изразцов и мозаики на библейские темы. Майолика в разных контаминациях и мозаике поражает своей необычностью. Царские врата в храме серебряные, жертвенник и престол в алтаре из чеканной меди. Во всем убранстве гармония и одухотворенность.

В 1911 году строительство храма было завершено. Но на этом Александр Николаевич Заусайлов, детищем которого был храм, не остановился и принялся за постройку рядом с храмом в том же стиле дома «для сирых и убогих».  Одновременно   начали строить под Великокняжеской церковью пещерный храм, задуманный как копия иерусалимского храма Гроба Господнего и посвященный Николаю Чудотворцу и Алексию Митрополиту Московскому, небесным покровителям императора Николая Второго и царевича Алексея  .

В 1913 году 2го мая в Ельце, в день, когда 300 лет тому назад, в 1613-м году, Москва встречала призванного на царство первого Романова, царя Михаила Федоровича Романова, в этот юбилейный день утверждения русской государственности в Ельце произошло освящение Великокняжеского храма и всего комплекса, приуроченное к 300-летию династии. Присутствовал великий князь Михаил Александрович, несколько архиереев и множество других представителей высокого духовенства, а также мирян. Из других храмов и монастырей были привезены чудотворные иконы, частица от гроба и мощей святителя Алексия, самого первого митрополита Москвы. Икону этого святителя пожертвовал храму Император Николай Второй.

Площадь у храма и дома призрения была застелена коврами. А по преданию  (кстати, ельчане и сейчас утверждают, что так оно и было) в честь присутствующих членов семьи Романовых и всех именитых гостей строитель храма купец первой гильдии Н. Заусайлов  пол в храме устелил золотыми рублями. И не плоско уложил, а ребром.

При стечении огромного числа мирян был крестный ход, пели молитвы и царский гимн, играл полковой оркестр. Затем все молящиеся расположились на площадке между храмом и домом призрения. Это красивое здание, строго выдержанное в стиле боярских палат XVII века, увенчанное гербом. Рядом с богатым храмом дом повторяет некоторые его украшения цветной майоликой на библейские мотивы и панно с цветным орнаментом и кокошником над входом и надписью на нем: «Дом призрения в память 300-летия царствования дома Романовых (1613 – 1913) Елецкого общества хоругвеносцев, состоящего под августейшим покровительством Его Императорского высочества Великого Князя МИХАИЛА  АЛЕКСАНДРОВИЧА».

В заключение можно сказать, что сейчас в Ельце восстановлены и отреставрированы почти все храмы. Город привлекает сотни туристов, любующихся громадой храма Михаила Архангела, о котором И.А. Бунин писал, что по сравнению с этим храмом даже египетские пирамиды не произвели на него впечатления. Славится и кафедральный Вознесенский собор, построенный знаменитым архитектором  академиком Тоном. Большой интерес вызывает и оригинальная церковь Елецкой Божьей Матери и др., а также разросшийся университет.

Но самым красивым, уникальным и ни с чем не сравнимым остается  Великокняжеский храм, построенный 100 лет тому назад в честь 300-летия династии Романовых. И до сих пор он привлекает золотом куполов, хрусталем крестов, разноцветьем майолики, гармоничным соответствием архитектурных форм и деталей. И пока будет Елец, будет и этот храм.

Университетский город Елец гордится своей историей, сохраняет высокий уровень православной духовности, удивляет редкой сплоченностью своих жителей. Это город, в который хочется возвращаться.

Использованные материалы:

  1. Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец – Липецк, 2006
  2. Александр Новосельцев. Елецкий маршрут. Памятник, который не надо отливать из бронзы. – Литературный журнал. Петровский мост. – 2009  г.
  3. Устные источники: исторические предания, поверия и легенды о Ельце.
  4. Произведения И.А. Бунина.
  5. Стихи Рылеева.
  6. Собственные наблюдения.

 

  

 

Поделиться

© Copyright 2024, Litsvet Inc.  |  Журнал "Новый Свет".  |  litsvetcanada@gmail.com