На протяжении прошедшего 2013г. дебютный фильм Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Зимний путь» прокладывал себе нелёгкую дорогу на кинофестивали, к широкому зрителю и на большой экран.

Результат вполне оптимистический: прокатное удостоверение получено (в прокат фильм должен выйти в феврале 2014), призовая фестивальная корзина наполнена достойными наградами. Счёт наградам открыл в апреле ХХI фестиваль «Окно в Европу» (г. Выборг) сразу двумя призами: Специальный приз жюри «За лучшую актёрскую работу» (Е.Ткачук) и Приз Гильдии киноведов и кинокритиков СК России.

В августе на 11-ой «Московской премьере» фильм получил Приз жюри Федерации киноклубов. В ноябре Жюри Лондонского фестиваля российского кино под председательством Иоса Стеллинга присудило фильму Гран-при. На ХIХ Международном фестивале «Сталкер» Приз за лучший игровой фильм поделили «Зимний путь» и «Жажда» Д.Тюрина. И под занавес года в Польше на 7-ом фестивале российских фильмов «Спутник над Польшей» фильм «Зимний путь» удостоился специального приза жюри «За попытку преодолеть табу, рассказывая о России».

 

Режиссёры Сергей Тарамаев и Любовь Львова. Из личного архива.

 

В этой формулировке польского жюри возможно заключён ответ на неоднозначную реакцию и выпадающую из ряда вон, разноречивую трактовку фильма и трудности на его пути к зрителю.

Интрига изначально возникла от имён авторов, профессиональных актёров (ГИТИС), но дебютантов в кинодраматургии и кинорежиссуре. Правда, С.Тарамаев в свои 55 лет успел наиграться и в театре (Театр на М.Бронной у С. Женовача, Мастерская Петра Фоменко и др.), и в кино («Мелкий бес» Н. Досталя,1995. «Мусульманин» В.Хотиненко, 1995. «Обитаемый остров» Ф.Бондарчука,2008 и в сериалах («Михайло Ломоносов» А.Прошкина,1984. «Достоевский» В.Хотиненко,2010). Нутро кинопроизводства ему известно по участию почти в трёх десятках фильмов. 

Несколько скандальный интерес к фильму спровоцировало данное в СМИ определение жанра фильма как «Гей – драма». Авторы фильма при всяком удобном случае  яростно возражают против такого определения, и с ними нельзя не согласиться. В картине присутствует подобная локальная линия, но она не может и не должна быть принята за доминанту. Такое «клеймо» дезориентирует зрителей, обесценивает творческий и интеллектуальный труд создателей фильма, создаёт неадекватный ажиотаж. Кроме того, не исключено, что такое определение настораживает власти, поскольку известно, что сейчас повсеместно наблюдается резкое обострение полемики вокруг правового статуса однополых связей и браков, а отношение к этой проблеме возведено в категорический тест на толерантность.

Тема фильма шире и глубже такого локального аспекта. Авторов интересуют поиски гармонии между человеком и миром, который его окружает. Эти миры даже  внутри одного национального сообщества столь различны, что образуют диполь культуры и социума, на одном полюсе которого имущественное благополучие и интеллектуальная среда, на другом нищета, социальное отторжение, бесприютность.  Драматические судьбы имеют место на обоих полюсах, а попытка их взаимодействия и взаимопроникновения  нередко приводят к  трагедии. Фильм «Зимний путь» именно о мощном столкновении противоположностей, равно страдающих от одиночества и дисгармонии со своей средой и ищущих свой путь. Два главных персонажа фильма 20-летние сверстники Эрик (Алексей Франдетти) студент Консерватории, одаренный певец, готовится к конкурсу с песенным циклом Шуберта «Зимний путь», и бездомный, «некий Гаврош», повелитель и жертва улицы – Лёха (Евгений Ткачук).

С каким эмоциональным багажом они подошли к точке пересечения их жизней?

Эрик. В самых первых кадрах фильма мы видим Эрика со спины, в его походке и осанке чувствуется какой-то надлом, апатия, подавленность. Он не реагирует на драку в автобусе, остаётся безучастным к тому, что Лёха грабит его, отнимает мобильник и наушники. А ночью на улице пьёт палёную водку по-чёрному - «из горла» и напивается до потери сознания. Дальше зрителю приходится  потрудиться самому в поисках мотивации близкого к алкоголизму, кризисного состояния одарённого талантом и красотой («похож на индийского принца») молодого человека. Каковы же причины столь тяжёлого кризиса? Может быть:

1. Это бремя вокальной одарённости. Певческая жизнь талантливого  мальчика начинается с раннего детства – хоры, капеллы, музыкальная школа. Подчинённость строгому режиму, длительные однообразные упражнения, постоянная заданность на соперничество и преодоление: «… как в спорте: сон, прогулки, Шуберт!»

2. Неудовлетворённость от вынужденной жизни в семье, где нет отца, а есть сожитель матери («не притёрлись как тормозные колодки»), и назидающая мать, беспомощная понять состояние сына и изменить ситуацию.

3. Отягощение «гейством», когда влечение к партнёру (Паша – доктор) прошло, и мучает предчувствие тяжёлого разрыва. Да и завсегдатаи квартирной гей – студии существенно старше по возрасту и ведут высоколобые разговоры о светском и религиозном гуманизме.

4. Угадывание вероятности собственного пути в судьбе старшего друга – Славы (Сергей Тарамаев) несостоявшегося певца большого и признанного таланта, погубившего себя водкой и безволием.

Но, всё же, главной причиной представляется – ОДИНОЧЕСТВО. Отсутствие рядом созвучного человека не навязанного извне, а собственного выбора!

Лёха. Выброшен из жизни социально-экономическим катаклизмом, банкротством градообразующего заводишки, вынудившего искать другое место под солнцем. А где? Конечно, в Москве. Но Москва ничего кроме улицы и подворотен дать не может. Остается бомжевание, культ силы, подворовывание, чтобы прокормиться, и ярость против богатеньких. И ОДИНОЧЕСТВО! Чем ему так дорога фигурка – талисман «Ящур»? Тем, что больше ничего своего у него нет. Впечатляющая по драматургии  и изобразительному исполнению сцена в террариуме. Нечто ящуроподобное – единственное живое существо, с которым Лёха ищет контакт и, от ответной реакции которого, он счастлив.  Кража собачонки – злобный выпад против  гламурных нуворишей, но и потребность пригреть на груди какое-либо живое существо, заполнить пустоту одиночества.

На вопрос, что же этих ребят толкнуло друг к другу, напрашивается ответ – ОДИНОЧЕСТВО, а ещё любопытство и восприимчивость Лёхи к музыке, а ещё поиск внятного пути и брутальной устойчивости для прохождения по нему.

Почему же не получилось? В какой то степени не получилось из-за физиологии, хотя Лёха попробовал припасть к Эрику в страстном поцелуе. Не получилось таки из-за пропасти между менталитетами, культурными скрепами, социальными и поведенческими установками, которые привели к разрыву, после которого Эрик не захотел или не смог жить.

Какие же пути для Эрика могла бы предоставить жизнь?

Отречение от таланта и служения голосу, отказ от сковывающих «надо», отрешённая жизнь в Индии (более всего для этого подходит ГОА. прим. авт.) на бриллиантовое  наследство Славиной бабушки;

Бунт, бомжевание, водка, улица;

Жизнь в семьях, где умеют прибить полку, где есть режим: здоровый сон, зимой коньки, каток, летом велосипед, походы на байдарках, преподавание в Университете;

И, наконец, путь, на который в фильме нет намёка: победа на конкурсе, окончание Консерватории, успешная артистическая карьера.

Но ни один из этих путей Эрику не подходит, коль с ним не будет Лёхи, и поэтому он выбирает «последний путь»!

 

Хотя финал фильма представляется несколько поспешным!

Содержательная составляющая фильма, о которой шла речь выше, выражена в фильме в блистательной изобразительной форме (Михаил Кричман). Фильм сконструирован по оси пролог – финал:  пролог бегущая по мосту навстречу зрителям фигура?! Истерзанной и испуганной то ли девушки, то ли юноши; финал – убегающий по мосту в противоположную сторону смятённый Лёха.

Москва снята так нарочито зашифровано, что невозможно увидеть хоть какие-то очевидные приметы родного города, даже номера автобусов замылены. По-видимому, этим достигается эффект всеобщности места и времени, где и когда могли происходить подобные события. Сцена в гей-студии это театральная миниатюра в восточном стиле, где дан групповой портрет присутствующих, но и индивидуализированы все персонажи, выделены детали интерьера (кровать), подробности настенных постеров с крупноформатными обнажёнными фигурами. Кадр  заполнен до отказа. Но когда главные герои пребывают в одиночестве переходы, тоннели,  мосты, брустверы имеют такую длину, а кадр такую продолжительность, которые необходимы для  выражения  внутреннего состояния героев.

Драматургическая, сюжетная, партитура складывается от аккорда к аккорду, от ноты к ноте, без пауз и разрывов. Взять, к примеру, две сопряжённые сцены на пустыре, где Лёха крадёт из машины магнитолу, а Паша – доктор скорой помощи около замерзшего бомжа пытается дозвониться  на мобильник Эрика, который находится в руках у рядом стоящего Лёхи.

Любое искусство пытается быть похожим на музыку. Фильм «Зимний путь» настолько наполнен музыкой, ритмически ею обусловлен и эстетически украшен, что музыкальная классика Шуберта и Рубинштейна воспринимается как неотъемлемая составляющая драматургии.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С СЕРГЕЕМ ТАРАМАЕВЫМ И ЛЮБОЙ ЛЬВОВОЙ, (больше похожим на крещенскую  беседу с чаепитием).

Ваше отношение к музыке – меломанское, любительское или профессиональное?

Л. Львова. У каждого из нас помимо актёрского есть среднее музыкальное образование: у меня 11-летка при РАМ им. Гнесиных по классу фортепиано, у Сергея – певческое, хоровое.

Звучание в финале фильма арии Демона из оперы РУБИНШТЕЙНА это еще одна музыкальная краска трагизма судеб героев, или дань восхищения исполнением Войнаровского?

Конечно, музыка и образ Демона несут смысловую нагрузку – это некое созвучие с судьбой и образом Демона и реквием по Эрику.

Малая киноизвестность актёров, занятых в вашем фильме, чем обусловлена, может быть ограниченностью бюджета?

Нет, дело не в бюджете! Нам важна была неузнаваемость, свежесть лиц и образов, чтобы зрителям не мешали «наросты» предыдущих ролей типажных и часто снимающихся актёров. Наши актёры были  абсолютно созвучны сюжету и эстетике фильма,  психологии персонажей.

Какой у Вас предшествующий литературный и сценарный опыт?

С.Тарамаев. Опыт минимальный. Сценарий «Зимнего пути» четвёртый (конец 2010г). До этого нами было написано ещё три сценария, адресно для известных наших режиссеров (С.Ливнев один из них), но в силу разных причин пока не реализованных.

От чего (или по кому) прослезился Лёха, стоя за кулисами конкурсного концерта? От музыки Шуберта или от волнения, вызванного вдохновенным пением Эрика?

Скорее всего, Лёха оплакивает самого себя. Эти невольные слёзы от пришедшего осознания того, что в мире, где звучит прекрасная музыка, где его помыли, накормили, элегантно одели, для него нет места на условиях этого мира. Здесь он чужой, и путь у него другой.

Поделиться

© Copyright 2024, Litsvet Inc.  |  Журнал "Новый Свет".  |  litsvetcanada@gmail.com